Аккредитация в национальной системе аккредитации

Требуется ли расширение области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), планирующих осуществлять деятельность в целях регистрации деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), которыми предусмотрено подтверждение соответствия только в форме принятия декларации о соответствии?

Пунктом 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014) определено, что работы по оценке соответствия требованиям, установленным техническими регламентами Евразийского экономического союза (далее – Союз), осуществляют аккредитованные органы по оценке соответствия (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), включенные в единый реестр органов по оценке соответствия Союза.

Включение органов по оценке соответствия в этот реестр, а также его формирование и ведение осуществляются в порядке, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе».

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.07.2010 № 319 (далее – Положение), включение органа по сертификации в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее также – Единый реестр) осуществляется уполномоченным органом государства-члена Союза, в том числе, в соответствии с критерием по наличию в области аккредитации продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия требованиям единого(ых) для государств-членов Союза технического(их) регламента(ов) на этот вид продукции.

Аналогичный критерий для включения в Единый реестр установлен для испытательных лабораторий (центров) (подпункт 4.2.3 пункта 4 Положения).

Исходя из толкования приведенных норм, работы по оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) (далее также – ТР ТС (ЕАЭС), имеют право проводить аккредитованные органы по оценке соответствия, имеющие в области аккредитации продукцию, требования к которой установлены соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза (Таможенного союза), и включенные в Единый реестр.

С учетом изложенного органам по сертификации, включенным в Единый реестр, планирующим осуществлять регистрацию деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), которыми предусмотрено подтверждение соответствия только в форме принятия декларации о соответствии, не обязательно проходить расширение области аккредитации.

В таком случае органам по сертификации необходимо направить в Росаккредитацию заявление об актуализации сведений в национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее – национальная часть Единого реестра), используя форму заявления о включении сведений в национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза согласно приложению № 1 к Административному регламенту по исполнению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по рассмотрению заявлений о включении сведений, предоставлении сведений из национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 26.08.2015 № 595 (далее – Административный регламент).

В отношении деятельности испытательных лабораторий (центров) информируем о следующем.

Абзацем пятым пункта 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза предусмотрено, что в целях проведения исследований (испытаний) и измерений при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента Союза Евразийская экономическая комиссия утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (далее – Перечень).

До разработки соответствующих межгосударственных стандартов в Перечень могут включаться методики исследований (испытаний) и измерений, аттестованные (валидированные) и утвержденные в соответствии с законодательством государства-члена Союза.

В связи с указанным для целей оформления деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) могут быть использованы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в соответствии с содержащимися в Перечне методами исследований (испытаний) и измерений испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр и имеющими в области аккредитации указанные методы.

В этом случае испытательным лабораториям (центрам), включенным в Единый реестр, необходимо направить в Росаккредитацию заявление об актуализации сведений в национальной части Единого реестра используя форму о включении сведений в национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза согласно приложению №2 к Административному регламенту. В заявлении необходимо указать ТР ТС (ЕАЭС), для применения и исполнения требований которых в области аккредитации присутствуют правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, включенные в соответствующие перечни, а также пункты области аккредитации, в которых указаны данные правила и методы.

При этом в случае отсутствия в области аккредитации указанных правил и методов испытательные лаборатории (центры) вправе обратиться в Росаккредитацию с заявлением о расширении области аккредитации, если только не была установлена эквивалентность национальных и межгосударственных стандартов, разработанных на основе (взамен) ранее действующих (применение стандартов, признанных эквивалентными, при подтверждении соответствия продукции может осуществляться без дополнительного оснащения испытательных лабораторий (центров) испытательным оборудованием и средствами измерений, без повышения квалификации работников, без внесения изменений в процедуры и без расширения области аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия [1]).

Обращаем внимание, что подача органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) указанных выше заявлений об актуализации сведений в национальной части Единого реестра является основанием для включения справочных сведений о соответствующем техническом регламенте Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в национальную часть Единого реестра. Направление указанного заявления не является основанием для предоставления Росаккредитацией государственной услуги по расширению области аккредитации.

 


[1] Внедрение в практику работы испытательной лаборатории (центра) таких стандартов, включая обеспечение компетентности персонала, проводящего исследования (испытания) и измерения, должно осуществляться в порядке, предусмотренном ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

Соответствие реализации порядка проведения исследований (испытаний), измерений требованиям указанных выше стандартов оценивается при подтверждении компетентности испытательной лаборатории (центра) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». 

Какая дата указывается в области аккредитации – дата выдачи аттестата аккредитации или дата утверждения области аккредитации (дата издания приказа Росаккредитации)?

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.

Согласно положениям указанного Федерального закона, а также в соответствии с  приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц» в случае соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации Росаккредитация принимает решение об аккредитации (расширении области аккредитации).

При этом, учитывая, что приказом Росаккредитации об аккредитации (расширении области аккредитации) также утверждается область аккредитации заявителя, датой утверждения области аккредитации является дата издания приказа Росаккредитации об аккредитации (расширении области аккредитации).

В течение 3 рабочих дней со дня подписания приказа об аккредитации (расширении области аккредитации) обеспечивается внесение  соответствующих сведений в реестр аккредитованных лиц и вручение (направление) заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Росаккредитации, копии указанного приказа  Росаккредитации.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аккредитованное лицо вправе обратиться в национальный орган по аккредитации с заявлением о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, а также в случае утраты аттестата аккредитации или его порчи с заявлением о выдаче дубликата аттестата аккредитации.

Таким образом, после принятия Росаккредитацией решения об аккредитации аккредитованное лицо может получить аттестат аккредитации на бумажном носителе в любое время.

Согласно форме аттестата аккредитации, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 № 295 «Об утверждении формы аттестата аккредитации», на бланке аттестата аккредитации на бумажном носителе указывается дата выдачи аттестата аккредитации, при этом указанная дата является датой подписания руководителем (заместителем руководителя) Росаккредитации бланка аттестата аккредитации. 

Таким образом, дата выдачи аттестата аккредитации на бумажном носителе не совпадает с датой утверждения области аккредитации.

Нужно ли нотариально заверять учредительные документы организации, прилагаемые к заявлению на аккредитацию?

В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» для аккредитации заявитель представляет в национальный орган по аккредитации заявление об аккредитации, которое подписывается руководителем юридического лица или лицом, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, либо индивидуальным предпринимателем.

К заявлению необходимо приложить копии документов (в том числе в электронной форме), подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации и предусмотренных перечнем документов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».

Приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по аккредитации, ее территориальных органов, ее структурных подразделений и должностных лиц при взаимодействии с заявителями, экспертами по аккредитации и техническими экспертами, федеральными органами исполнительной власти в процессе предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц.

Отмечаем, что в действующем законодательстве Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации требования о нотариальном заверении прилагаемых к заявлению об аккредитации копий учредительных документов юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, претендующих на получение аккредитации, отсутствуют.

В таком случае достаточным будет являться предоставление копий учредительных документов юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующих на получение аккредитации, заверенных печатью юридического лица.

Нужно ли указывать адрес арендованной лаборатории в уставных документах?

Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» утверждены критерии аккредитации, устанавливающие совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо, при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации, в связи с проведением аккредитации в национальной системе аккредитации (далее – Критерии аккредитации).

Пунктом 24 Критериев аккредитации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие лаборатории критериям аккредитации.

Также исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления указанное государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, установлен административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194.

Обращаем внимание, что уставные документы юридического лица в вышеуказанных перечнях отсутствуют.

На основании изложенного сообщаем, что действующим законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации обязанность предоставления заявителем, аккредитованным лицом уставных документов не установлена.Таким образом, заявитель вправе самостоятельно принять решение о необходимости указания в уставных документах юридического лица той или иной информации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Какой порядок переаккредитации испытательных лабораторий, аккредитованных в системах ГОСТ Р, СДСОТ и срок их переаккредитации?

Каких либо процедурных особенностей в зависимости от того в какой системе была ранее аккредитована испытательная лаборатория при обращении в Росаккредитацию и проведении работ по аккредитации не имеется. Процедура аккредитации регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». 

Нужно ли аккредитоваться органу сертификации на регламент о безопасности пищевой продукции? В национальной части реестра ОС состоит.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 76 «Об утверждении Положения о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза» предусмотрено, что регистрация деклараций о соответствии осуществляется органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, или уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Органам по сертификации, планирующим осуществлять регистрацию деклараций о соответствии пищевой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, необходимо направить в Росаккредитацию заявление в свободной форме, содержащее наименования соответствующих технических регламентов Таможенного союза и сведения, подтверждающие соответствие критериям, установленным пунктом 4 Положения о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 319.

Расширения области аккредитации органам по сертификации, имеющим в области аккредитации пищевую продукцию, для целей регистрации деклараций не требуется.  

Испытательным лабораториям (центрам), работающим в пределах утвержденной ранее области аккредитации, проходить процедуру расширения области аккредитации также не требуется. В случае если лаборатория внедряет новые методы, не указанные в действующей области аккредитации, расширение области аккредитации регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Требуется ли расширение области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, осуществляющих оценку (подтверждение) лифтов, в том числе в течение назначенного срока службы и отработавших назначенный срок службы?

Для целей осуществления оценки (подтверждения) соответствия лифтов, установленной техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», и получения полномочий по оформлению подтверждающих соответствие требованиям указанного технического регламента документов (сертификатов, актов), органам по сертификации необходимо пройти процедуру расширения области аккредитации.

Испытательным лабораториям (центрам), работающим в пределах утвержденной ранее области аккредитации, проходить процедуру расширения области аккредитации не требуется. В случае если лаборатория внедряет новые методы, не указанные в действующей области аккредитации, расширение области аккредитации осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

В какой орган власти необходимо обращаться за получением аккредитации лабораторий радиационного контроля?

Лаборатории радиационного контроля проводят радиационные измерения, выполняемые для контролируемого объекта с целью определения степени соблюдения принципов радиационной безопасности, требований нормативов и контрольных уровней, а также с целью наблюдений за состоянием и изменением радиационной обстановки. Объектами радиационного контроля являются окружающая среда, сырье, материалы, изделия, продукты, отходы производства, процессов, условия проживания и производственной деятельности людей.

Таким образом, лаборатории радиационного контроля выполняют работы по подтверждению соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов требованиям, связанным с обеспечением радиационной безопасности, установленным техническими регламентами, стандартами, сводами правил, условиями договоров.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляло полномочия по аккредитации лабораторий радиационного контроля до 1 ноября 2011 г. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» (далее - постановление) 1 ноября 2011 г. образована Федеральная служба по аккредитации, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе полномочия по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

В соответствии с пунктом 2 постановления Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.

Таким образом, аккредитация лабораторий радиационного контроля осуществляется Федеральной службой по аккредитации в соответствии требованиями Федерального закона  от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Требуется ли расширение области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), планирующих осуществлять регистрацию деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза, которыми предусмотрено подтверждение соответствия только в форме принятия декларации о соответствии?

Органам по сертификации, планирующим осуществлять регистрацию деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза, которыми предусмотрено подтверждение соответствия только в форме принятия декларации о соответствии не обязательно проходить расширение области аккредитации. Органам по сертификации необходимо направить в Росаккредитацию заявление в свободной форме, содержащее сведения и документы, подтверждающие соответствие критериям, установленным пунктом 4 Положения о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319 (далее - Положение), а также следующую информацию:

  • наименование (полное) органа по сертификации;
  • регистрационный номер аттестата аккредитации, даты регистрации и срока окончания действия аттестата аккредитации;
  • юридический и фактический адреса органа по сертификации;
  • информацию о руководителе, телефонах, адресе электронной почты;
  • словесное описание области аккредитации с указанием обозначения технических регламентов Таможенного союза;
  • коды ТН ВЭД ТС.

Испытательные лаборатории (центры), работающие в пределах утвержденной ранее области аккредитации, не включенные в Реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, осуществляющих оценку соответствия продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 07 апреля 2011 г. № 620, включаются в Единый реестр на основании заявления в свободной форме, содержащего сведения и документы, подтверждающие соответствие критериям, установленным пунктом 4 Положения, а также следующую информацию:

  • наименование (полное) испытательной лаборатории (центра);
  • регистрационный номер аттестата аккредитации, даты регистрации и срока окончания действия аттестата аккредитации;
  • юридический и фактический адреса испытательной лаборатории (центра);
  • информацию о руководителе, телефонах, адресе электронной почты;
  • словесное описание области аккредитации с указанием обозначения технических регламентов Таможенного союза;
  • коды ТН ВЭД ТС. 

Указанная информация может дополнительно представляться в электронном виде.

Какой порядок аккредитации филиалов испытательных лабораторий по требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ?

Пунктами 1 и 3 части 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» предусмотрено, что в заявлении об аккредитации указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, юридического лица, адрес его места нахождения, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица;
  • адреса мест осуществления деятельности в заявленной области аккредитации (в том числе и всех имеющихся филиалов), за исключением мест осуществления временных работ;

Статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» определен порядок оценки соответствия заявителя критериям аккредитации.

Выездная оценка соответствия заявителя критериям аккредитации проводится в соответствии с программой выездной оценки, утвержденной национальным органом по аккредитации (по всем адресам осуществления деятельности в случае наличия заявленных филиалов).

Программа выездной оценки формируется с учетом заявленной области аккредитации и места или мест осуществления деятельности в области аккредитации (в том числе при наличии заявленных филиалов).

По результатам выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации (с учетом заявленных филиалов) составляется акт выездной экспертизы, в котором необходимо подтвердить соответствие критериям аккредитации всех заявленных филиалов.

Статьей 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» установлены требования к содержанию и сроку действия аттестата аккредитации, в котором том числе указывается наименование аккредитованного лица, место его нахождения (для юридического лица). Приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 № 295 «Об утверждении Формы аттестата аккредитации» утверждена форма аттестата аккредитации, в котором необходимо указывать наименования и адреса всех заявленных филиалов.

Какие особенности заполнения области аккредитации испытательной лаборатории?

Форма заявления на аккредитацию и образец области аккредитации испытательной лаборатории (центра) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации».

Полями области аккредитации предусмотрено, в том числе:

  • в столбце 2 документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений, в том числе документы, устанавливающие правила и методы отбора образцов (проб), - при их наличии;
  • в столбце 3 наименование объекта,
  • в столбце 8 документы, устанавливающие требования к объекту исследований (испытаний), измерений (технические регламенты и (или) документы в области стандартизации), при наличии.

Исходя из указанного, в деятельности лаборатории определяющим является метод исследований (испытаний).

Если компетентность лаборатории подтверждена на определенные методы исследований (испытаний), то ее компетентность подтверждается в отношении всех объектов, указанных в столбце 3, которые могут быть испытаны данным методом.

При этом полагаем целесообразным исходить из того, что в столбце 3 области аккредитации «наименование объекта» может указываться общее словесное описание с учетом требований документов, устанавливающих правила и методы исследований (испытаний), измерений.

Столбец 8 заполняется в случае необходимости при наличии документов, устанавливающих требования к объекту исследований (испытаний), измерений (технические регламенты и (или) документы в области стандартизации), в том числе испытательными лабораториями, работающими в области обязательного подтверждения соответствия для удобства взаимодействия с заявителями и органами по сертификации.

Вместе с тем, отсутствие нормативных документов в столбце 8, не означает невозможность работы в сфере обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза по методам, включенным в перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза, компетентность по которым подтверждена при аккредитации.

Какую область аккредитации нужно прикладывать к заявлению о сокращении/ расширении области аккредитации?

В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 мая 2014 г. N 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аттестата» в заявлении о расширении области аккредитации указывается дополнительно заявляемая область аккредитации; в заявлении о сокращении области аккредитации указывается область аккредитации, подлежащая сокращению.

Каков порядок прохождения аккредитации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон об аккредитации)?

1. В силу требований части 5 статьи 24 Закона об аккредитации лица, указанные в частях 2 и 3.1 статьи 30 Закона об аккредитации, должны подать заявление на прохождение процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица не позднее чем за 20 рабочих дней до 1 июля 2015 года.

В случае неисполнения указанными лицами данного требования Росаккредитация осуществляет приостановление действия их аккредитации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона об аккредитации.

2. Лица, имеющие документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Закона об аккредитации, сроки действия которых заканчиваются соответственно в течение первого (01.07.2014 – 30.06.2015) и второго (01.07.2015 – 30.06.2016) года со дня вступления в силу Закона об аккредитации, за исключением лиц, указанных в части 3.1 статьи 30 Закона об аккредитации, планирующие осуществлять деятельность в национальной системе аккредитации, подают заявление об аккредитации и прилагаемые к нему документы в соответствии со статьей 16 Закона об аккредитации.

Во избежание истечения срока действия ранее выданного документа об аккредитации до завершения оказания государственной услуги по аккредитации при подаче заявления об аккредитации следует учитывать сроки предоставления указанной государственной услуги, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2014года№519 «Об утверждении общих сроков осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общих сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общих сроков проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроков отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица».

Какие требования предъявляются к образованию работников испытательных лабораторий?

Пунктом 19 критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 (далее – Критерии аккредитации), установлены требования к образованию работников испытательных лабораторий.

Работники лаборатории, непосредственно выполняющие работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, должны иметь или высшее образование по профилю, или среднее профессиональное образование по профилю, или дополнительное профессиональное образование по профилю, соответствующему области аккредитации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) дополнительное профессиональное образование осуществляется:

  • по программам профессиональной переподготовки;
  • по программам повышения квалификации.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании (часть 13 статьи 76 Федерального закона).

При этом освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (часть 14 статьи 76 Федерального закона).

Минимально допустимый срок освоения этих программ установлен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», этот срок не может быть менее 250 часов для программ профессиональной переподготовки и менее 16 часов для программ повышения квалификации.

В соответствии с частью 4 статьи 76 Федерального закона программа повышения квалификации направлена, в том числе, на повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В соответствии с частью 10 статьи 60 Федерального закона документ о квалификации подтверждает, в том числе, присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

На основании части 3 статьи 76 Федерального закона к программам повышения квалификации допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование, при этом требования по профилю высшего и среднего образования не установлены.

Учитывая изложенное, соответствие пункту 19 Критериев аккредитации может быть подтверждено одним или несколькими документами, полученными в порядке, установленном статьей 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и дающими право заниматься профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции в соответствии с областью аккредитации.

В каком формате заявитель, аккредитованное лицо должен располагать нормативной документацией?

Критерии аккредитации не конкретизируют, каким образом заявитель, аккредитованное лицо могут подтвердить наличие у них нормативной документации, оставляя за заявителем, аккредитованным лицом право на самостоятельное решение по данному вопросу.

Таким образом, заявитель, аккредитованное лицо вправе располагать нормативной документацией как в бумажном, так и в электронном виде, в том числе с использованием электронных справочно-правовых систем.

При проведении выездной оценки устанавливается соответствие критериям аккредитации в части наличия актуальных версий нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, с учетом выбранного заявителем, аккредитованным лицом способа обеспечения соблюдения указанного критерия, в том числе имея в виду наличие необходимых документов в местах их применения работниками.

Каков порядок прекращения действия аккредитации?

Статьей 22 Федерального закона № 412-ФЗ определен порядок прекращения действия аккредитации. Действие аккредитации прекращается, в том числе, и при представлении аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации заявления о прекращении деятельности в области аккредитации. Приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 утверждена, в том числе, и форма заявления о прекращении действия аккредитации.

Аккредитованное лицо, имеющее намерение прекратить деятельность в области аккредитации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 № 412-ФЗ, не позднее чем за пятнадцать рабочих дней до дня фактического прекращения деятельности обязано представить либо направить в Росаккредитацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заявление о прекращении деятельности в области аккредитации.

Копия заявления о прекращении деятельности в области аккредитации с отметкой о дате приема такого заявления в день его приема вручается заявителю либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Росаккредитация принимает решение о прекращении действия аккредитации в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления от аккредитованного лица о прекращении деятельности в области аккредитации.

Решение Росаккредитации о прекращении действия аккредитации оформляется приказом Росаккредитации. В течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения Росаккредитация вносит соответствующие сведения в реестр аккредитованных лиц и вручает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю непосредственно либо направляет им заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, уведомление о прекращении действия аккредитации.

Как определить стоимость процедуры аккредитации?

Порядок определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, перечни работ по проведению экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, плата за проведение которых причитается эксперту по аккредитации, техническим экспертам, а также максимальный размер прибыли экспертных организаций устанавливаются методикой определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 653.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации также утверждены максимальные размеры платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации. Если у Вас уже определен эксперт по аккредитации, то на сайте экспертной организации, в которой он работает должны быть размещены используемые значения коэффициентов, предусмотренные методикой определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и позволяющие рассчитать точную стоимость проведения таких экспертиз в соответствии с указанной методикой.

Необходимо ли предоставлять документы, подтверждающие наличие на праве собственности (ином законном основании) земельного участка, на котором находится помещение (здание) заявителя по аккредитации (аккредитованного лица)?

Законодательством об аккредитации в национальной системе аккредитации установлена обязанность о наличии у заявителя, аккредитованного лица:

  • по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц – для органов по сертификации;
  • по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц – для испытательных лабораторий (центров) (приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326).

Таким образом, при подтверждении наличия на праве собственности или ином законном основании помещения заявитель, аккредитованное лицо не обязаны предоставлять правоустанавливающие или правоподтверждающие документы на земельный участок, на котором расположено помещение (здание, сооружение).

Какие требования предъявляются к образованию работников в области обеспечения единства измерений?

Пунктом 44 критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 (далее – Критерии аккредитации), установлены требования к образованию работников (работника), непосредственно участвующих в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению единства измерений в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

При оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обеспечения единства измерений, критериям аккредитации (в части установленных требований к наличию у его работников высшего образования либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации) применяется следующий подход:

  • признаются документы об образовании и (или) о квалификации работников заявителя, аккредитованного лица, непосредственно участвующих в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению единства измерений, по специальностям (направлениям подготовки) «Метрология», «Метрология, стандартизация, сертификация», «Метрология и метрологическое обеспечение», «Приборостроение, метрология, информационно-измерительные приборы и системы» и иным специальностям (направлениям подготовки), содержащим в наименовании указание на метрологию и (или) стандартизацию, независимо от конкретной области аккредитации в сфере обеспечения единства измерений;
  • признаются документы об образовании и (или) о квалификации применительно к конкретным областям аккредитации в сфере обеспечения единства измерений, согласно перечню Росстандарта:

Перечень профильных специальностей, соответствующих различным областям аккредитации в области обеспечения единства измерения (поверка, калибровка и испытания средств измерений)

Измерения геометрических величин

№ п/п Специальность
1. Лазерная техника и лазерные технологии
2. Механика
3. Оптико-электронные приборы и системы
4. Оптические информационные технологии
5. Приборы точной механики
6. Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты

 

Измерения механических величин

№ п/п Специальность
1. Автоматизация технологических процессов и производств
2. Автомобили и автомобильное хозяйство
3. Металлорежущие станки и инструменты
4. Механика
5. Электроника и микроэлектроника
6. Электротехника, электромеханика, электротехнологии
7. Электротехника, электроника

 

Измерения параметров потока, расхода, уровня, объема веществ

№ п/п Специальность
1. Промышленная теплоэнергетика
2. Теплоэнергетика и теплотехника
3. Теплогазоснабжение и вентиляция
4. Электроника и микроэлектроника

 

Измерения давления, вакуумные измерения

№ п/п Специальность
1. Промышленная теплоэнергетика
2. Теплогазоснабжение и вентиляция
3. Теплоэнергетика и теплотехника

 

Измерения физико-химического состава и свойств веществ

№ п/п Специальность
1. Биоинженерия и биоинформатика
2. Биомедицинская инженерия
3. Инженерное дело в медико-биологической практике
4. Фундаментальная и прикладная химия
5. Химические технологии и биотехнология
6. Химия

 

Теплофизические и температурные измерения

№ п/п Специальность
1. Оптико-электронные приборы
2. Радиотехника
3. Теплофизика
4. Теплоэнергетика и теплотехника
5. Холодильная, криогенная техника и кондиционирование
6. Электроника и микроэлектроника
7. Энергетика теплотехнологий

 

Измерение электротехнических и магнитных величин

№ п/п Специальность
1. Автоматика и телемеханика
2. Высоковольтная электроэнергетика и электротехника
3. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
4. Информационно-измерительная техника и технологии
5. Конструирование и производство радиоаппаратуры
6. Оптико-электронные приборы и системы
7. Радиотехника
8. Техника и технологии
9. Электроизоляционная и кабельная техника
10. Электрические и электронные аппараты
11. Электроснабжение
12. Электротехника, электромеханика, электротехнологии
13. Электротехника, электроника
14. Электроэнергетические системы и сети

 

Радиоэлектронные измерения, измерения времени и частоты

№ п/п Специальность
1. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
2. Информатика и вычислительная техника
3. Информационная и измерительная техника
4. Информационные системы и технологии
5. Проектирование и технологии радиоэлектронных средств
6. Радиоаппаратостроение
7. Радиосвязь, радиовещание и телевидение
8. Радиотехника
9. Радиоэлектронные и электромеханические приборные устройства
10. Радиоэлектронные системы и комплексы
11. Специальные радиотехнические системы
12. Электрические и электронные аппараты

 

Виброакустические измерения

№ п/п Специальность
1. Акустические приборы и системы
2. Биотехнические системы и технологии
3. Информационно-измерительная техника и технологии
4. Приборы точной механики
5. Радиосвязь, радиовещание и телевидение
6. Радиотехника
7. Физика

 

Оптические и оптико-физические измерения

№ п/п Специальность
1. Квантовая и оптическая электроника
2. Лазерная техника и лазерные технологии
3. Оптико-физические приборы
4. Оптико-электронные приборы и системы
5. Оптические информационные технологии
6. Оптические приборы и спектроскопия
7. Оптотехника
8. Теплофизика
9. Физика и техника оптической связи
10. Фотоника и оптоинформатика
11. Электронные и оптико-электронные приборы

 

Измерения характеристик ионизирующих излучений и ядерных констант

№ п/п Специальность
1. Технологии разделения изотопов и ядерное топливо
2. Физика (ядерная физика)
3. Ядерная физика и технологии
4. Ядерная энергетика и теплофизика
5. Ядерные реакторы и материалы

 

Специальности «Метрология, стандартизация, сертификация», «Метрология и метрологическое обеспечение» и «Приборостроение, метрология, информационно-измерительные приборы и системы» относятся ко всем видам измерений.

Иные документы об образовании и (или) о квалификации, в частности, по специальностям (направлениям подготовки) технического, медицинского и естественно-научного профиля, признаются применительно к выполнению работ (оказанию услуг) в конкретной области аккредитации в сфере обеспечения единства измерений, по результатам изучения этих документов в процессе аккредитации в ходе оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации.

Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с абзацем пятым пункта 44 Критериев аккредитации допускается наличие у работников, непосредственно участвующих в выполнении работ по поверке средств измерений и калибровке средств измерений, среднего профессионального и (или) дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации, и опыта работы не менее одного года.

Также согласно абзацу шестому пункта 44 допускается привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) по обеспечению единства измерений лиц, не отвечающих требованиям настоящего пункта Критериев аккредитации, при условии выполнения ими работ (оказания услуг) по обеспечению единства измерений под контролем лиц, отвечающих требованиям пункта 44 Критериев аккредитации.

Порядок осуществления лицами, отвечающими требованиям пункта 44 Критериев аккредитации, контроля работ (оказания услуг) по обеспечению единства измерений, выполняемых лицами, не отвечающими требованиям указанного пункта, устанавливается в руководстве по качеству заявителя, аккредитованного лица.

Каковы основания для приостановления действия аккредитации в силу переходных положений Закона об аккредитации?

В случае если юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие документы об аккредитации, срок действия которых заканчивается в течение третьего или пятого года действия Закона, проходили процедуру подтверждения аттестатов аккредитации в период с 1 июля 2012 по 30 июня 2014 года, это не освобождает указанных лиц от обязанности пройти до 1 июля 2015 года процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона об аккредитации. Например, если лицо получило аккредитацию в августе 2013 года и прошло инспекционный контроль в мае 2014 года, данное лицо не подпадает под действие части 3.1 статьи 30 Закона, но на него распространяется действие части 2 статьи 30 Закона, так как окончание срока действия аттестата аккредитации указанного лица приходится на пятый год действия Закона.

Необходимо ли расширять область аккредитации ИЛ в связи с введением в действие ГОСТ Р ИСО 9612-2013 «Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах»?

Согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2013 г. № 2180-ст с 1 декабря 2014 г. на территории Российской Федерации прекратил свое действие ГОСТ 12.1.050-86 «Система стандартов безопасности труда. Методы измерения шума на рабочих местах» в связи с утверждением и введением с 1 декабря 2014 г. ГОСТ Р ИСО 9612-2013 «Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах».

Внедрение в практику работы лаборатории методики определения шума по ГОСТ ИСО 9612-2013 «Измерение шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах», включая обеспечение компетентности персонала, проводящего измерения, должно осуществляться в порядке, предусмотренном ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

Соответствие реализации порядка проведения измерений шума требованиям ГОСТ Р ИСО 9612-2013 «Измерение шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах» осуществляется при подтверждении компетентности лаборатории в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Необходимо ли при заполнении области аккредитации в регистрационных номерах нормативных документов указывать цифры года утверждения документа?

Образцы областей аккредитации утверждены Приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации», а также Приказом Минэкономразвития России от 26 мая 2014 г. № 295 «Об утверждении формы аттестата аккредитации».

При заполнении полей областей аккредитации:

  • образца № 1 «Область аккредитации органа по сертификации» (для органов по сертификации продукции) в столбце 5 «Технические регламенты, документы в области стандартизации и иные документы, устанавливающие требования к объектам подтверждения соответствия, и (или) требования к объектам подтверждения соответствия» и столбце № 6 «Документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний) и измерений»;
  • образца 2 «Область аккредитации испытательной лаборатории (центра)»в столбце № 2 «Документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений»; в столбце № 8 «Документы, устанавливающие требования к объекту исследований (испытаний), измерений (технические регламенты и (или) документы в области стандартизации)»;
  • образца 3 «Область аккредитации органа инспекции» в столбце № 6 «Документы, устанавливающие методы инспекции, документы в области стандартизации» допускается в регистрационных номерах международных, региональных, национальных стандартов, документов, устанавливающих правила и методы исследований (испытаний), измерений не указывать цифры года утверждения (принятия) документа.

Внедрение в практику работы новых редакций документов, устанавливающих требования к объектам оценки (подтверждения) соответствия, правила и методы исследований (испытаний), измерений, включая обеспечение компетентности персонала, должно осуществляться в порядке, предусмотренном соответствующими документами, включенными в перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326. Соответствие выполняемых аккредитованными лицами работ по оценке соответствия требованиям указанных выше актуализированных документов устанавливается при подтверждении компетентности аккредитованных лиц в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».