Разное

Каковы законные основания для отказа эксперта по аккредитации или технического эксперта от оказания государственной услуги?

Эксперт по аккредитации, технический эксперт вправе отказаться от проведения экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в случае исполнения ими государственных или общественных обязанностей в соответствии с федеральными законами, временной нетрудоспособности эксперта по аккредитации, технического эксперта или наличия иных уважительных причин. О наличии указанных причин эксперт по аккредитации, технический эксперт обязаны уведомить национальный орган по аккредитации не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня их возникновения или со дня получения экспертом по аккредитации, техническим экспертом информации о прохождении отбора или предложении включить их в состав экспертной группы (часть 5 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ).

Примерная форма заявления об отказе от проведения экспертизы соответствия лица, претендующего на получение аккредитации (или аккредитованного лица), критериям аккредитации приложена к настоящим разъяснениям.

Одной из причин отказа является исполнение экспертом по аккредитации, техническим экспертом государственных или общественных обязанностей в соответствии с федеральными законами.

В силу части 1 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан освобождать сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Конкретный перечень государственных и общественных обязанностей ТК РФ не предусмотрен, но к общеустановленным обязанностям можно отнести:

1) явку в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру, налоговую инспекцию или суд в качестве свидетеля, потерпевшего и его законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, присяжного заседателя;

2) исполнение воинских обязанностей, в том числе вызов в военкомат, медицинское освидетельствование, военные сборы и т.п.;

3) исполнение обязанностей зарегистрированного кандидата на замещаемую выборную должность в органе государственной власти или местного самоуправления;

4) исполнение обязанностей члена избирательной комиссии или комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума;

5) участие в деятельности профсоюзных организаций и комиссий
по трудовым спорам;

6) деятельность в качестве добровольных пожарных;

7) донорство.

С учетом изложенного информируем, что Росаккредитация будет учитывать отказы экспертов по аккредитации и технических экспертов от проведения экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в качестве правомерных, только по причинам указанным выше и с приложением соответствующих подтверждающих документов.

На основании каких документов испытательные лаборатории должны выдавать СБКТС?

В соответствии с положениями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (далее – ТР ТС 018/2011), проверка выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение осуществляется аккредитованной испытательной лабораторией, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 70 и приложением № 12 к ТР ТС 018/2011 с целью получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) заявитель представляет в аккредитованную испытательную лабораторию:

1) заявку на проведение оценки соответствия по форме, установленной аккредитованной испытательной лабораторией, в которой должны быть указаны: наименование заявителя, сведения, необходимые для заключения с ним договора на проведение работ по оценке соответствия, название и условное обозначение транспортного средства, идентификационный номер транспортного средства, название изготовителя транспортного средства;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя;

3) документ, подтверждающий право владения, или пользования и (или) распоряжения транспортным средством;

4) для транспортных средств, являющихся результатом индивидуального технического творчества, документ о присвоении идентификационного номера транспортного средства;

5) общее техническое описание транспортного средства в объеме, достаточном для оформления СБКТС в соответствии с формой, приведенной в приложении № 17 к ТР ТС 018/2011;

6) доказательственные материалы (при наличии), которые подтверждают соответствие требованиям ТР ТС 018/2011.

Такими материалами могут быть:

  • копии сертификатов на компоненты;
  • конструкторская или иная техническая документация, по которой изготавливается продукция;
  • чертежи оригинальных деталей и технологические карты их производства либо соответствующая эскизная документация;
  • в случае специальных и специализированных транспортных средств – выданные аккредитованной испытательной лабораторией протоколы идентификации транспортного средства и сертификационных испытаний в отношении применяемых требований приложения № 6 к ТР ТС 018/2011, а также иные доказательственные материалы, предусмотренные указанным приложением.

При оценке соответствия транспортного средства, изготовленного с использованием транспортного средства, соответствие которого требованиям технического регламента было ранее подтверждено, дополнительно предоставляется:

1) техническое описание, содержащее перечень внесенных в конструкцию базового транспортного средства изменений;

2) конструкторская или иная техническая документация на изменяемые элементы конструкции транспортного средства;

3) документ о согласовании конструкции с держателем подлинников конструкторской документации на базовое транспортное средство, подтверждающий возможность конструктивного применения базового транспортного средства в новой разработке или заключение изготовителя базового транспортного средства о возможности его использования для измененной конструкции (при наличии);

4) копия одобрения типа транспортного средства на базовое транспортное средство (при наличии).

Кроме того, необходимо представление в аккредитованную испытательную лабораторию копии договора согласно подготовленной АО «ГЛОНАСС» типовой форме, которую при приобретении абонентского терминала выдают агенты АО «ГЛОНАСС».

Аккредитованная испытательная лаборатория выдает СБКТС по результатам проведения технической экспертизы конструкции транспортного средства на основании контроля имеющейся документации, в том числе копии вышеуказанного договора.

Каким образом необходимо проводить анализ причин возникновения работ, выполненных с нарушением установленных требований?

Аккредитованному лицу (заявителю) необходимо самостоятельно определить, каким методом пользоваться для обнаружения и анализа причин несоответствий. Главным является определение коренной причины несоответствия. Без этого невозможно выработать и применить результативные корректирующие действия.

У несоответствия может быть несколько причин. А корректирующее действие  предпринимается для устранения причины несоответствия и предупреждения его повторного возникновения.

Определение коренных причин несоответствия является важной частью процессов улучшения организации, включая корректировочные и превентивные меры. Определение коренных причин и совершенствование процессов является не единичным событием. Данная деятельность требует планирования, исполнения, осуществления, контроля и документации.

При поиске причины следует:

  • использовать дисциплинированный подход;
  • рассматривать системные проблемы;
  • использовать усилия команды;
  • подвергаться верификации;
  • не останавливаться на ошибке персонала.

В частности, могут применяться такие распространенные методики, как, например, «8D», «5 почему?», методика анализа причин и последствий потенциальных несоответствий (FMEA) и другие.

Какие реквизиты Федеральной службы по аккредитации?

ИНН 7736638268

КПП 773601001

Р/сч 40101810500000001901

в ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва

л/счет 04951001650 в Межрегиональном

операционном УФК

БИК 044501002

ОКПО 00083919

ОГРН 5117746026756

 

ОКВЭД 75.11.1

В каком документе установлены требования по необходимости участия испытательной лаборатории в МСИ, периодичность участия?

Участие испытательной лаборатории в МСИ является одним из требований к обеспечению качества результатов испытаний, установленными в  ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» и предусмотрено Положением о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в единый реестр органов по сертификации  и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 319. Участие в МСИ отражается в Руководстве по качеству.

При этом, результаты участия в МСИ испытательная лаборатория использует при проведении процедуры анализа запросов, заявок на подряд и контрактов (п. 4.4.1 примечание 2 ГОСТ ИСО МЭК 17025-2009), при проведении анализа со стороны руководства (п. 4.15.1 ГОСТ ИСО МЭК 17025-2009),  при оценке пригодности методик, используемых в ИЛ (п. 5.4.5.2  ГОСТ ИСО МЭК 17025-2009),  при оценке результатов внутрилабораторного контроля  (п. 5.9.1 ГОСТ ИСО МЭК 17025-2009).

Таким образом, результаты участия в МСИ могут быть использованы испытательной лабораторией для  подтверждения технической компетентности при проведении работ по инспекционному контролю и аккредитации. Поэтому периодичность участия, критерии выбора объектов испытаний, исследуемых показателей должны быть определены самой испытательной лабораторией исходя из объемов выполняемой работы, опыта работы персонала и доступности контрольных образцов, используемых для МСИ.

Как узнать «судьбу» вашего документа?

Все входящие документы регистрируются в день поступления, им присваивается входящий номер, и по каждому документу формируется соответствующая карточка в системе электронного документооборота. В этой карточке впоследствии отражаются назначенный исполнитель по документу, а также информация о ходе его исполнения.

На сайте службы имеется «Электронная экспедиция», с помощью которой в автоматическом режиме можно узнать информацию о ходе исполнения того или иного документа. Чтобы узнать «судьбу» документа, в «Электронной экспедиции» нужно набрать номер исходящего письма, и заявитель узнает входящий номер документа, данные исполнителя и исполнен документ или нет.
Также на сайте службы имеется возможность осуществлять мониторинг хода исполнения государственной услуги по аккредитации. Заявитель может увидеть все контрольные точки прохождения услуги — от момента назначения ответственного исполнителя, эксперта и экспертной группы, до момента информирования заявителя о выдаче ему документа по аккредитации.

Хочу найти лабораторию, аккредитованную на проведение испытаний в определенной области. Как это сделать?

На официальном сайте Росаккредитации размещен государственный реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия. В указанном реестре можно осуществлять поиск, в том числе, по наименованию аккредитованного лица, области аккредитации, регистрационному номеру аттестата аккредитации и др.

В органе по сертификации сменился руководитель. Как внести изменения в реестр аккредитованных лиц?

В случае смены руководителя органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) необходимо направить в Росаккредитацию заявление в свободной форме о внесении соответствующих изменений в реестр аккредитованных лиц.

Заявление должно быть подписано уполномоченным лицом и представлено (направлено) в Федеральную службу по аккредитации на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Каким образом можно узнать аккредитована ли лаборатория либо орган по сертификации? Имеется номер аттестата. Либо название. Куда следует обратиться?

Для получения необходимых сведений об аккредитованных лицах на официальном сайте Росаккредитации имеется раздел «Реестры». В указанном разделе содержится 10 различных реестров. Вы можете зайти в каждый из них и, исходя из имеющихся данных, осуществить самостоятельный поиск. Либо в случае необходимости  направить официальный запрос в адрес Росаккредитации, который будет являться государственной услугой по предоставлению выписки из реестра.

В каких случаях применяется знак национальной системы аккредитации?

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аккредитованные лица (те кто прошел процедуру аккредитации либо процедуру подтверждения компетентности в соответствии с 412-ФЗ) имеют право применять знак национальной системы аккредитации в порядке, установленном Минэкономразвития России.

В соответствии с пунктом 2 порядка применения изображения знака национальной системы аккредитации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 мая 2014 г. № 283 (далее – порядок), использование знака национальной системы аккредитации осуществляется Федеральной службой по аккредитации при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности и лицами, включенными в реестр аккредитованных лиц, в протоколах исследований (испытаний), измерений, свидетельствах о поверке и сертификатах калибровки, в случае если действие их аккредитации не приостановлено.

Согласно пункту 3 порядка применение изображения знака в иных случаях не допускается.

При этом в соответствии с пунктом 23.22 критериев аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326, с 1 октября 2014 года, предусмотрено наличие у аккредитованного лица правил применения изображения знака национальной системы аккредитации (далее – правила) в рамках разработанного лабораторией руководства по качеству.

В случаях, если аккредитованное лицо не пользуется предоставленным правом нанесения знака национальной системы аккредитации, в правилах необходимо отразить, что нанесение знака национальной системы аккредитации на протоколах исследований (испытаний), измерений, свидетельствах о поверке и сертификатах калибровки не осуществляется.

Аккредитованное лицо сменило наименование с ЗАО на АО. Необходимо ли вносить изменения в реестр аккредитованных лиц и нужно ли менять аттестат аккредитации?

С 01.09.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу указанного Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) в случае изменения наименования юридического лица, места его нахождения или адреса места его нахождения, адреса места осуществления им деятельности в области аккредитации (в случае переименования географического объекта, переименования улицы, площади или иной территории, изменения нумерации дома) осуществляется внесение изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона № 412-ФЗ аккредитованное лицо должно обратиться в национальный орган по аккредитации с заявлением о внесении изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, не позднее десяти рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Федерального закона № 412-ФЗ в случае внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, аккредитованное лицо вправе обратиться в национальный орган по аккредитации с заявлением о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе в порядке, установленном статьей 20 Федерального закона № 412-ФЗ.

Формы заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288.

Согласно пункту 9 Правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 № 604 (далее – Правил), Росаккредитация обеспечивает сбор и внесение сведений в реестр аккредитованных лиц в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия Росаккредитацией соответствующих решений, в том числе решения о внесении изменений в сведения об аккредитованном лице в связи с изменением наименования юридического лица.

Согласно части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ) со дня вступления в силу данного закона юридические лица создаются в формах, предусмотренных главой 4 Кодекса (в редакции Закона № 99-ФЗ). В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с действующими положениями Кодекса и при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

Согласно пункту 9 Правил Федеральная служба по аккредитации обеспечивает сбор и внесение сведений в реестр аккредитованных лиц в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия Службой соответствующих решений, в том числе, решения о внесении в сведения об аккредитованном лице в связи с изменением наименования юридического лица.

Таким образом, аккредитованное лицо после внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц обязано в установленный срок подать заявление в Росаккредитацию о внесении в реестр аккредитованных лиц соответствующих изменений.