Об основных задачах участников системы аккредитации на текущий момент

19.03.2015

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рад возможности принять участие в сегодняшней конференции, потому что это мероприятие традиционно собирает тех людей, которые являются основным двигателем реформы технического регулирования и аккредитации в нашей стране. Именно благодаря вам эта реформа дает результаты, которые так необходимы российской промышленности и экономике.

В своем выступлении я хотел бы рассказать вам о том, какие изменения предстоят российской системе аккредитации, какие проблемы мы сейчас видим перед собой и какие задачи ставим.

Всем известно, что в настоящее время российская единая национальная система аккредитации существует в рамках правовой базы, основой которой является Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Чтобы завершить формирование этой базы, перед Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по аккредитации стоит важнейшая задача, связанная с принятием административных регламентов. Начиная со второй половины 2014 года нами прилагаются большие усилия в этой области. На данный момент уже разработано 12 проектов административных регламентов. Это все те документы, принятие которых необходимо в соответствии с законодательством о государственных услугах и контроле. Мы надеемся, что четыре из этих 12 регламентов в ближайшее время будут направлены Минэкономразвития в Министерство юстиции. Пять ключевых регламентов по основным государственным услугам, в том числе по аккредитации и подтверждению компетентности, были опубликованы для общественного обсуждения, срок которого закончился совсем недавно. Мы признательны всем, кто принял участие в этом обсуждении, направил свои комментарии и замечания. В настоящее время все поступившие поправки согласуются с Министерством экономического развития и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Наконец, к последней группе относятся три административных регламента, по которым уже началось или скоро начнется общественное обсуждение. Это регламенты по менее востребованным государственным услугам, которые касаются ведения реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и оказания государственной услуги в сфере надлежащей лабораторной практики (GLP). Таким образом, мы рассчитываем, что ключевые административные регламенты будут приняты и вступят в силу весной.

Говоря о нормативной базе, необходимо отметить, что в настоящее время и у аккредитованных лиц, и у представителей промышленности, и у экспертов возникает множество вопросов о том, как применять отдельные положения нормативных актов в сфере аккредитации. Мы ставим перед собой задачу максимально оперативно реагировать на подобные запросы и на постоянной основе ведем работу, связанную с подготовкой ответов о порядке применения тех или иных положений нормативной базы. Эта работа строится следующим образом. Мы собираем все поступающие к нам вопросы, ищем возможные варианты решений внутри Росаккредитации, после чего согласуем свою позицию с другими федеральными органами исполнительной власти, прежде всего – с Министерством экономического развития и Росстандартом. Хочу подчеркнуть, что все разъяснения, которые публикуются на нашем сайте, являются согласованными, поэтому мы расцениваем их как общую позицию по тому или иному вопросу.

Помимо вопросов, мы получаем и предложения по внесению изменений в нормативную базу. Это неизбежно, поскольку практика всегда шире, чем закрепленные в документах нормы. Вместе с тем, как мне кажется, одно из отличительных свойств любой системы – это стабильность. Исходя из этого, наша задача состоит в том, чтобы найти баланс между стабильностью системы аккредитации и учетом в нормативных документах тех проблем, которые возникают у участников этой системы в их правоприменительной практике. Все поступающие к нам предложения мы обобщаем и классифицируем, и на базе этой информации уже подготовили обращение в Министерство экономического развития о необходимости скорректировать ряд положений нормативной базы. Думаю, что решение о внесении изменений должно приниматься после общественного обсуждения.

Отмечу, что поступающие к нам замечания носят преимущественно технический характер, однако несмотря на это имеют большое значение и позволяют, глобально ничего не меняя, найти ответы на те вопросы, которые ранее трактовались неоднозначно. В то же время есть и предложения прецедентного, на наш взгляд, характера. В частности, это предложения, связанные с тем, чтобы в российских критериях аккредитации установить более жесткие требования к ряду аккредитованных лиц, например, к органам по сертификации, осуществляющим деятельность в определенных сферах. Мы считаем, что такие изменения не могут распространяться только на российские организации. Действующие критерии аккредитации разработаны на основании международных стандартов, и одностороннее их ужесточение приведет к тому, что российские аккредитованные лица будут поставлены в неравное положение с их коллегами из стран Евразийского экономического союза. Наша принципиальная позиция состоит в том, что если такие изменения и должны вноситься, то исключительно по согласованию в рамках Союза, и только в те документы, которые регламентируют включение организаций в реестр Союза.

Помимо нормативной работы, большое значение для нас имеет информатизация нашей деятельности. В этой сфере наша первоочередная задача состоит в том, чтобы во ФГИС было удобно работать внешним пользователем системы. Поэтому в настоящее время все усилия направлены на то, чтобы обеспечить всеми необходимыми возможностями наших контрагентов, а уже потом приступать к решению внутренних задач, связанных с работой сотрудников Росаккредитации. Ситуация с внедрением ФГИС на данный момент стабилизировалась, однако нужно признаться, что она далека от идеала, к которому мы стремимся. Поэтому улучшение работы ФГИС – наш основной приоритет.

Кроме того, хотел бы сказать о некоторых изменения в области контрольной деятельности Росаккредитации. Мы на разных площадках уже давно обсуждали вопрос об использовании риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля. В этих целях нами был проведен анализ всех аккредитованных лиц, входящих в реестры, и выделены определенные группы риска. Такой подход обсуждался в рамках Общественного совета, а также был направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. По итогам мы получили поручение о проведении проверок в отношении ряда аккредитованных лиц. Их немного, около ста пятидесяти, однако это организации, которые входят в зону максимального риска. В отношении же тех организаций, которые допускают в своей деятельности незначительные нарушения, мы наоборот снижаем жесткость контроля. Есть перечень незначительных нарушений, утвержденный приказом Министерства экономического развития, которые не влекут за собой приостановление деятельности. Это существенно упростило жизнь и нам, и аккредитованным лицам, поскольку раньше мы вынуждены были применять меры за каждое нарушение.

Большим подспорьем для аккредитованных лиц стала и так называемая работа над ошибками. Уже сейчас мы чувствуем, что это позволило стабилизировать ситуацию с государственными услугами. Тем не менее, в этой области есть проблемы, которые нужно решать дополнительно. Они касаются как аккредитации, так и подтверждения компетентности. В первую очередь, это работа с экспертами по аккредитации, которые непосредственно делают выводы о соответствии или несоответствии организации критериям аккредитации. Главная задача Росаккредитации в этой области состоит в том, чтобы данная оценка была компетентной, а подходы, применяемые экспертами, унифицированными. Достичь этого довольно непросто, поскольку и экспертов много, и нормативная база существенно поменялась. Тем не менее, мы последовательно решаем эту задачу, в первую очередь – за счет проведения специализированных практических семинаров для экспертов, которые проводятся не реже одного раза в два месяца. Это точечные мероприятия, в которых участвуют не более 40 человек. Они включают в себя обсуждение теоретических вопросов и тренинги. С нашей точки зрения, такие семинары весьма эффективны: мы видим, что экспертное сообщество начинает думать и работать в одном русле. На данный момент проведено четыре таких семинара и запланировано еще более десяти.

Говоря о государственных услугах, необходимо отметить, что только за 2014 год количество поступающих в Росаккредитацию заявлений возросло более чем в два раза. Согласно прогнозам на 2015 год, нагрузка еще увеличится. С этой точки зрения Росаккредитация не всегда может обеспечить участие своих специалистов в выездных оценках. Для оптимизации этого процесса мы в рамках применяемого риск-ориентированного подхода разделили всех заявителей на четыре группы риска от наиболее высокого до низкого. Нагрузка на сотрудников Росаккредитации, в том числе и территориальных управлений, распределяется исходя из данных групп и имеющихся кадровых возможностей.

Помимо уверенности в компетентности экспертов, нам важно быть уверенными и в том, что компетентными являются и наши сотрудники, осуществляющие выезд. Мы очень признательны коллегам из Европейского союза за совместную работу в рамках проекта «Сближение систем аккредитации России и ЕС». Сейчас мы перешли к реализации модуля проекта, направленного на обучение сотрудников Росаккредитации. На 2015 год запланировано более десяти таких обучающих мероприятий, которые будут проводиться с привлечением зарубежных тренеров. Помимо обучения международными экспертами, все сотрудники Росаккредитации, которые принимают участие в выездных оценках, будут обязательно проходить аттестацию на тех же основаниях, на которых проходят аттестацию эксперты по аккредитации.

Несколько слов о задачах в области международного сотрудничества, которые были обозначены перед нами Правительством. До конца 2016 года мы должны получить международное признание. С этой целью необходимо разработать дорожную карту по вступлению в международные ассоциации по аккредитации. В общих чертах документ уже сформулирован. Мы также планируем организовать его общественное обсуждение и направить всем заинтересованным сторонам, чтобы выработать общие подходы к решению данной задачи.

В завершение хотел бы поблагодарить всех тех, кто участвует в работе Общественного совета при Росаккредитации и других наших коллегиальных органов, которые проделали действительно большой объем работы. А всех тех, у кого есть силы и время на то, чтобы внести вклад в наше общее дело, приглашаю присоединиться к этой деятельности.

Спасибо за внимание.