О международной интеграции российской единой национальной системы аккредитации и выстраивании двусторонних отношений

10.07.2015

Рад вас приветствовать на данном мероприятии. Буквально накануне я был в рабочей командировке в Греции. Да, не смотря на сложившуюся в Греции сложную экономическую ситуацию, наши коллеги и партнеры не отменили запланированного визита представителей Росаккредитации и мы провели два продуктивных, насыщенных рабочих днях, смогли «сверить часы», обсудить унификацию подходов в работе, обменяться имеющимся опытом и знаниями. Это говорит о том, что в непростое для наших стран время вопрос выстраивания двусторонних отношений в области аккредитации остается важным. Потому что в условиях глобализации и бурного развития международного товарооборота рынку необходимы инструменты, которые бы способствовали гармонизации требований к продукции в торговле и интеграции в глобальном экономическом пространстве.

Вместе с тем, на мой взгляд, говорить о перспективах международной стандартизации можно и нужно только в контексте их соотношения с национальными системами технического регулирования, поскольку именно особенности технического регулирования разных стран являются одним из барьеров, которые препятствуют осуществлению взаимовыгодной торговли между странами. И действительно: применение инструментов технического регулирования сопряжено с массой сложностей при экспорте или импорте. Это и разные требования к продукции, и необходимость повторного подтверждения соответствия, и разные требования к самой процедуре подтверждения соответствия и так далее.

Однако нельзя забывать и о том, что национальная система технического регулирования – это не просто препятствие, ограничивающее ввоз и вывоз товаров. Техническое регулирование – это еще некий защитный барьер, с помощью которого государство ограждает свой внутренний рынок от отрицательных внешних влияний. Уничтожение этого барьера может привести к нежелательной конкуренции и крайне негативно сказаться на национальных производителях.

Решение такой задачи как устранение препятствий во внешней торговле, должно заключаться в принятии последовательных и комплексных мер, где учитывались бы интересы как экспортеров и импортеров, так и производителей продукции. Говоря образно, не нужно ломать стены технического регулирования: нужно в них делать соответствующие окна и двери, наводить мосты. И аккредитация – это не только обязательный международный стандарт, но и один из важных инструментов, с помощью которого можно сделать такие окна и двери для выхода производителей на международные рынки.

Буквально неделю назад Министерство экономического развития России внесло в Правительство РФ проект дорожной карты по международной интеграции российской единой национальной системы аккредитации. В ней содержатся те шаги, которые необходимо предпринять Росаккредитации для вступления в профильные международные ассоциации – Международную организацию по аккредитации лабораторий и Международный форум по аккредитации. Членство в этих международных ассоциациях для Росаккредитации – это своего рода «окно в Европу»: национальный орган по аккредитации России будет работать как и другие национальные органы по аккредитации, являющиеся участниками указанных организаций, согласно положениям международного стандарта 17011, содержащего требования к органам по аккредитации. Также важно, что требования к аккредитуемым лицам, предъявляемые органами по аккредитации различных стран и России, будут основаны на единых международных стандартах линейки 17000, а именно 17025, 17065, 17020, 17021 и других.

С мая 2013 года Росаккредитация является ассоциированным членом ILAC. Поскольку полноправное членство в ILAC предоставляется через региональные объединения, в 2015 году Росаккредитация подала заявку в Ассоциацию по аккредитации лабораторий стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На Генеральной ассамблее APLAC, прошедшей в июне, был заслушан и одобрен доклад Росаккредитации, сопровождающий эту заявку.

Заявка на полноправное членство в IAF была направлена в конце 2014 года.

Помимо конкретных организационных мер по вступлению в ILAC и IAF, в дорожной карте также освещены вопросы в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, которые нам необходимо урегулировать на внутреннем уровне перед прохождением оценки у внешних аудиторов. Есть несколько таких пунктов. В частности, Росаккредитация предложила ввести требование о наличии опыта работы в области оценки соответствия для аккредитации в обязательной сфере. Это нужно для того, чтобы орган подтвердил свое право проводить оценку продукции и работать по определенным схемам сертификации, а также привлекать заказчиков в добровольном режиме. С точки зрения законодательства об аккредитации это не новшество. В частности, законодательством установлено требование о наличии опыта для такой категории аккредитованных лиц, как провайдеры межлабораторных сличительных испытаний. Такие организации к заявке на аккредитацию прилагают информацию о проведенных ими работах. Данное предложение обсуждалось на различных публичных площадках, в том числе в Совете Федерации, и получило поддержку у большинства профессионального и предпринимательского сообщества. С ним можно ознакомиться на сайте, и мы открыты для дальнейшего широкого обсуждения этой инициативы.

Следующее предложение – это введение в практику работы органа по аккредитации процедуры witnessing, так называемого свидетельского аудита, когда в процессе аккредитации оценка органа по сертификации проводится не только в его офисе, но и в организации-заказчике этого органа. Особенно важно это в случае с органами по сертификации систем менеджмента, поскольку у них нет лабораторной базы, оборудования и т.д.

Кроме того, необходимо разобраться с ситуацией по отмененным сертификатам соответствия. В настоящее время сложилась следующая практика. Росаккредитация выдает предписание об отмене сертификата соответствия, после чего орган по сертификации его отменяет. При этом органы по сертификации часто не уведомляют своих клиентов об отмене сертификатов, поэтому такие бумаги зачастую продолжают «путешествовать». Может возникнуть и другая ситуация. В соответствии с законом о техническом регулировании прекратить действие сертификата может только выдавший его орган по сертификации. Иногда же случается так, что орган по сертификации прекратил свое существование, а выданные им документы все еще обращаются на рынке. Поэтому мы выступаем за то, чтобы наделить государственные органы полномочиями по отмене сертификатов, которые выданы с нарушениями. Этот вопрос очень широко обсуждался. И профессиональное сообщество, и бизнес, и сами потребители выступают за эту инициативу.

Требуют разрешения и другие вопросы, например, о содействии развитию рынка услуг провайдеров межлабораторных сличительных испытаний, о разработке методик калибровки и другие. Принятое законодательство об аккредитации максимально соответствует международным принципам. А оставшиеся вопросы мы сможем решить, внеся необходимые изменения с помощью подзаконных актов, чтобы окончательно привести российскую систему аккредитации в соответствие с международными стандартами.

Говоря о работе в рамках международных организаций, необходимо также упомянуть об участии Росаккредитации в процессе пересмотра стандарта ISO/IEC 17011:2004, над которым работает Комитет по оценке соответствия (CASCO) Международной организации по стандартизации (ISO). Представители Росаккредитации также участвуют и в работе по пересмотру стандарта 17025. Участие в работе международных организаций крайне важно для нас как для понимания важнейших тенденций в мировой стандартизации, так и для представительства интересов всего Евразийского региона, поскольку Росаккредитация — единственный на постсоветском пространстве орган по аккредитации, являющийся членом рабочей группы CASCO, обладает правом голоса. Кроме того, участие в пересмотре стандартов для нас – это еще и хороший показатель того, что при разработке российского закона об аккредитации мы двигались в правильном направлении. Некоторые из положений, которые мы внесли в этот закон, сейчас закладываются в новые версии международных стандартов. Один из таких примеров – это признание приоритета электронной записи в реестре, обладающей юридической силой, над аттестатом об аккредитации в бумажной форме. Помимо этого, в рамках участия в работе CASCO мы выступили с предложением выпустить обновленные версии международных стандартов сразу на русском языке как одном из рабочих языков ISO. Это избавит от необходимости разработки идентичных национальных стандартов и позволит избежать ситуации, когда в рамках одного региона есть несколько стандартов, по-разному трактующих одну и ту же норму. Это снимет целый ряд вопросов с интеграцией на Евразийском пространстве.

 

Большую роль в работе по приведению российской системы аккредитации в соответствие с международными стандартами для нас играет опыт, который мы перенимаем у зарубежных органов по аккредитации. В частности, с 2013 года действует проект «Сближение систем аккредитации России и Евросоюза», в рамках которого наши европейские коллеги проводят анализ российской системы аккредитации и делятся своим опытом и практическими наработками, полученными при построении европейской системы аккредитации. В частности, европейскими экспертами был проанализирован основной российский закон об аккредитации и сопутствующая ему подзаконная база (а это около 40 подзаконных актов) и даны рекомендации по их сближению с европейским законодательством и международными стандартами. Кроме того, в рамках проекта прошло обучение 170 человек: сотрудники центрального аппарата Росаккредитации обучались в качестве тренеров по международным стандартам 17021, 17025, 17020 и 17065. Параллельно с этим проходит обучение по стандарту 17011 в федеральных округах Российской Федерации. Тренинги уже состоялись в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. На очереди – Владивосток и Красноярск. На этой неделе состоялся визит делегации сотрудников Росаккредитации в Афины для изучения опыта работы греческого национального органа по аккредитации. В сентябре запланирован аналогичный визит в Германию. Это тоже своего рода подготовительная работа к вступлению в международные ассоциации по аккредитации.

Конечно, вступление в ILAC и IAF – это не завершающая стадия нашей работы, а один из ее этапов. Работа органов по аккредитации различных стран на единой платформе, основанной на международных стандартах и требованиях, применяемых в отношении органов по оценке соответствия, позволит вести полномасштабные переговоры о возможности признания результатов работ органов по оценке соответствия разных стран. На наш взгляд это наиболее верный путь сотрудничества, направленный на развитие экспортного потенциала. В рамках Евразийского экономического союза уже сейчас мы признаем результаты аккредитации национальных органов по аккредитации Армении, Беларуси, Киргизии и Казахстана. С коллегами из Беларуси и Казахстана мы работаем уже достаточно давно. При этом нам приятно сотрудничать и с новыми партнерами по Союзу. Так, например, на начало осени этого года запланирован рабочий визит российской делегации в Республику Армения. Мы планируем обсуждать с коллегами наши подходы к развитию систем аккредитации, стандартизации, технического регулирования, обмениваться имеющимся опытом, делиться наработками и материалами с коллегами.

Второе, над чем мы можем и должны работать сейчас в целях поддержки российского экспорта, - это заключение двусторонних правительственных соглашений, которому должна предшествовать масштабная работа с участием различных профильных ведомств, промышленности и всех заинтересованных лиц.

Росаккредитация со своей стороны активно занимается налаживанием двустороннего взаимодействия в своей сфере ответственности. За минувший период мы заключили меморандумы о сотрудничестве с органами по аккредитации восьми государств, в планах на текущий год – подписание с еще целым рядом стран, в том числе – с Китаем, Сербией, Испанией. Буквально на днях был подписан меморандум с Грецией. У каждой страны есть своя система технического регулирования (та самая стена на слайде), в ней заложены важнейшие функции защиты здоровья и благополучия населения. И чтобы эта система продолжала работать эффективно как в нашей стране, так и в других — мы, не ломая и не перестраивая ее, идем по пути установления двусторонних отношений. Это первые и необходимые шаги для увеличения пропускной способности российской системы технического регулирования. «Жизнь требует движения», - говорил Аристотель. Будем двигаться, работать сообща, уважаемые коллеги.

Презентация С.В. Шипова на Иннопроме