О ключевых направлениях взаимодействия Росаккредитации и Росстандарта

27.05.2016

Добрый день, уважаемые коллеги!

Благодарю вас за приглашение выступить на сегодняшнем мероприятии. Для меня как руководителя Росаккредитации это хорошая возможность поделиться итогами работы, поднять и обсудить общие вопросы и проблемы.

Таких вопросов у Росстандарта и Росаккредитации действительно немало. Есть такое известное изречение американского промышленника Генри Форда: «Собраться вместе – это начало, оставаться вместе – это прогресс». Думаю, что оно в полной мере характеризует взаимоотношения двух наших ведомств. Росстандарт остается с Росаккредитацией на всем протяжении реформы системы аккредитации. С самого момента создания нашей службы представители Росстандарта принимали активное участие в процессах, связанных с формированием единой национальной системы аккредитации, и по мере развития системы наше взаимодействие становится все более активным. Это и сотрудничество по вопросам аккредитации в области обеспечения единства измерений, и контроль за организациями, которые работают в этой области, и развитие нормативной базы в сфере технического регулирования, и информационное взаимодействие, и многое другое. Буквально на прошлой неделе у нас состоялась большая международная конференция в Санкт-Петербурге, организатором которой стал подведомственный Росстандарту ФБУ «Тест-Санкт-Петербург». Пользуясь случаем, я бы хотел поблагодарить за огромную помощь и содействие в проведении этой конференции, которая благодаря усилиям организаторов прошла на действительно высоком уровне.

Сейчас Росаккредитация начинает работу над новой концепцией развития системы аккредитации, которая бы отвечала текущим социально-экономическим условиям и отражала все современные тренды в государственном регулировании. Мы убеждены в том, что и здесь открывается новое поле для взаимодействия Росаккредитации и Росстандарта, поскольку аккредитация является таким же неотъемлемым элементом государственного регулирования, как метрология и стандартизация, и развитие системы аккредитации не может не отразиться на них. Мы готовы прислушиваться к любым предложениям. В своем же докладе я хотел бы осветить наше видение того, по каким вопросам Росаккредитация и Росстандарт должны сотрудничать в будущем.

Начну, наверное, с самого насущного на сегодняшний день вопроса, - это получение российской системой аккредитации международного признания. Мы уже неоднократно говорили о том, насколько важна эта работа не только для участников системы аккредитации, но и для российской экономики и промышленности в целом. Членство в международных ассоциациях по аккредитации – это первый шаг к тому, чтобы избавить производителей от необходимости проводить повторные испытания и собирать лишние бумаги, а значит, к тому, чтобы облегчить вывод нашей продукции на внешние рынки.

Сейчас от получения международного признания нас отделяет несколько шагов. В ноябре состоится внешняя оценка российской системы аккредитации со стороны международных экспертов, в рамках которой состоится визит в том числе и в метрологический институт. Результат этой оценки во многом будет зависеть от того, сможем ли мы обеспечить и продемонстрировать прослеживаемость государственных эталонов единиц величин к первичным эталонам. Мы сейчас очень плотно работаем в этом направлении с Росстандартом. Из тех вопросов, которые нам еще необходимо решить, стоит отметить перевод политики ИЛАК по прослеживаемости результатов измерений, а также придание этому переводу статуса документа в области стандартизации. Росаккредитация в свою очередь рассмотрит вопрос о включении этой политики в критерии аккредитации в качестве документа в области стандартизации. Кроме того, нами был подготовлен собственный проект политики в области прослеживаемости, который еще необходимо оценить и утвердить. Ключевую роль в этом процессе, конечно, должен играть Росстандарт.

С темой международного признания российской системы аккредитации тесно связан вопрос о развитии института межлабораторных сличительных испытаний. Вы знаете, что до 2014 года в российском законодательстве в принципе отсутствовало понятие провайдера межлабораторных сличительных испытаний. Сейчас такое понятие нормативно закреплено, однако на практике ситуация на рынке межлабораторных сличительных испытаний оставляет желать лучшего: у нас аккредитовано только два провайдера, единичные заявки находятся в работе. Конечно, для нескольких тысяч лабораторий это ничтожно мало. Из-за резко ограниченного предложения таких услуг российские лаборатории сейчас вынуждены обращаться за рубеж, что ведет и к лишним расходам, и к дополнительным организационным усилиям. Исходя из этого, услуги по проведению сличительных испытаний необходимо сделать более доступными. И здесь Росстандарт может внести без преувеличения неоценимый вклад.

По своей сути провайдеры МСИ – это универсальные центры компетентности, которые обладают многолетним опытом проведения испытаний, очень хорошо зарекомендовали себя и результатам которых можно доверять. Такие центры у нас на самом деле есть, и находятся они в ведении Росстандарта. Я говорю о центрах стандартизации и метрологии, которые, на мой взгляд, обладают всей необходимой инфраструктурой для того, чтобы быть базовой площадкой для развития рынка межлабораторных сличительных испытаний. Здесь совпадают интересы и самих ЦСМов, и государства, которому нужны компетентные лаборатории, и самих лабораторий, которые хотят обеспечить точность результатов своей работы. Росстандарт же как ведомство, курирующее работу ЦСМов, может оказать им в этом содействие.

Большим подспорьем в работе по развитию рынка межлабораторных сличительных испытаний могла бы стать разработка методик проведения МСИ в отдельных отраслях. Мы знаем, что сейчас не хватает не только провайдеров МСИ, но и методик проведения МСИ в таких отраслях, как машиностроение, горно-шахтное оборудование, железнодорожный транспорт и многое другое. Сейчас каждый провайдер сам придумывает методы проведения МСИ, однако разработка единых методик могла бы существенно упростить жизнь и самим провайдерам, и лабораториям.

Еще один важный вопрос, который сейчас стоит на повестке дня, - это совершенствование инструментов контроля за деятельностью аккредитованных лиц. В самом начале реформы перед Росаккредитацией ставилась цель по очистке рынка оценки соответствия от недобросовестных игроков, которые выдавали поддельные сертификаты и протоколы испытаний. Могу сказать, что по итогам проведенной нами работы рынок действительно существенно сократился: с него ушли порядка 30 процентов участников. Например, если на момент вступления в силу закона об аккредитации, то есть на 1 июля 2014 года, в реестре аккредитованных лиц было около 1700 органов по сертификации, то сейчас их меньше тысячи. То же самое касается и испытательных лабораторий. Думаю, что в ближайшее время ряды тех, кто ушел с рынка, пополнятся по итогам «второй волны» подтверждения компетентности.

Несмотря на такие внушительные цифры, мы понимаем, что для того, чтобы нам двигаться в этом направлении и дальше, одних усилий Росаккредитации недостаточно, так как помимо аккредитованных лиц есть еще мошенники, которые вообще не имеют никакого отношения к системе аккредитации. На них действие наших контрольных инструментов, к сожалению, не распространяется. И здесь необходима активизация межведомственного взаимодействия. На прошедшем заседании Государственной комиссии по борьбе с контрафактом этот вопрос уже разбирался, по итогам чего было принято решение о создании плана межведомственного взаимодействия. Мы считаем, что Росстандарт как орган власти, обладающий смежными с нами полномочиями и наш многолетний партнер, которому не чужды вопросы аккредитации, тоже может подключиться к этой работе и высказать свои предложения.  

Кроме того, новые направления сотрудничества Росаккредитации и Росстандарта возникают и в связи с разработкой нового закона о государственном контроле и надзоре. Этим законопроектом, в частности, предусмотрено, что органы власти, обладающие контрольно-надзорными полномочиями, не могут применять в ходе контрольных мероприятий требования тех нормативных актов, которые не размещены на сайтах соответствующих ведомств. Применительно к сфере аккредитации встает вопрос о том, как быть со стандартами. В рамках государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц мы проверяем соблюдение требований стандартов, на которые ссылаются технические регламенты. Соответственно, нужно будет соотнести требования закона о стандартизации и законопроекта о контроле с тем, чтобы четко ответить на вопрос, какие всё-таки стандарты нужно публиковать и можно ли будет проверять соблюдение требований стандартов, которые не опубликованы на сайте ведомства. Это общая задача Росаккредитации и Росстандарта.

И обеспечение прослеживаемости, и развитие рынка услуг провайдеров межлабораторных сличительных испытаний, и взаимодействие в контрольной сфере, - это те задачи, которые давно известны и стоят на повестке дня уже сейчас. Помимо них, есть ряд других направлений взаимодействия, над которыми нам, на наш взгляд, необходимо поработать в перспективе.

Одно из таких направлений – это упорядочение правил работы добровольных систем аккредитации. Идею о необходимости вплотную заняться добровольными системами сертификации поддержали многие из участников нашей конференции в Санкт-Петербурге, в том числе руководители Общественных советов при Росаккредитации и Росстандарте. Мы считаем, что к этому вопросу нужно подходить комплексно: пересмотреть правила регистрации систем добровольной сертификации, перейдя от уведомительного порядка регистрации к разрешительному; ввести дополнительные требования к добровольным системам; установить ответственность за работу добровольных систем сертификации без аккредитации в единой национальной системе. Сейчас неаккредитованные организации могут выдавать документы, например, на системы менеджмента качества, которые потом используются в системах обязательной сертификации. Таких ситуаций необходимо избегать в будущем. Конечно, мы понимаем, что такие нововведения потребуют времени и некого переходного периода, но мы со своей стороны готовы провести подготовительную работу, чтобы впоследствии мы могли аккредитовывать добровольные системы.

Еще один вопрос, который касается не только Росстандарта, но и курирующего его Министерства промышленности и торговли, - это разработка единых правил сертификации. Сейчас, как вы знаете, правила разные, ряд значимых для сертификации процедур не урегулирован, что создает помехи в работе и бизнеса, и контролирующих органов. Работая над едиными правилами, на наш взгляд, мы должны избежать ситуации нормативного вакуума, когда старые акты уже отменены, а новые еще не приняты. Это тоже вопрос для размышления.

Таких вопросов для размышления в свете подготовки новой концепции развития системы аккредитации может быть очень много, и мы хотим, чтобы к их обсуждению подключились все заинтересованные стороны, в том числе, конечно, и Росстандарт. В начале своего выступления я процитировал изречение Генри Форда. Напомню его: «Собраться вместе – это начало, оставаться вместе – это прогресс». У этого изречения есть и третья часть, которая гласит: «Работать вместе – это успех». Мы очень надеемся на то, что Росстандарт как один из наших ключевых партнеров по-прежнему будет работать вместе с нами, чтобы обеспечить успех важного для всех нас дела по развитию системы аккредитации.