Отчет о деятельности Федеральной службы по аккредитации по предоставлению в 2017 г. государственных услуг

26.04.2018

Уважаемый Максим Станиславович!

Уважаемый Алексей Игоревич!

Уважаемые участники коллеги, приглашенные!

В 2017 г. в сфере предоставления государственных услуг Службой достигнут ряд значимых результатов.

Удалось нормализовать ситуацию со сроками предоставления «базовых» государственных услуг. В конце 2016 г. положение было непростое – значительное число услуг было за пределами общих сроков, что выражалось в жалобах и претензиях со стороны заявителей, как в Службу, так и в вышестоящие и надзорные органы.

Посредством реализации системных организационных мер удалось кардинально изменить ситуацию.

В 2017 г. «базовых» госуслуг предоставлено на 37% больше, чем в 2016 г. Таким образом, были закрыты долги и выстроен процесс по новым заявлениям.

В абсолютном выражении – это 7900 услуг по аккредитации, подтверждению компетентности, расширению области.

Имеющиеся на текущий момент проблемы со сроками предоставления услуг, а таких услуг менее 1% от 2000 находящихся в работе, в первую очередь связаны с недоработками экспертов или воспрепятствованием со стороны заявителей.

Нагрузка на сотрудников, предоставляющих данные услуги, сохраняется на высоком уровне и составила 342 государственные услуги на человека в год.

Упомяну также, что Служба предоставляет огромное количество сопутствующих коротких услуг. Их общее количество составило 13000. К примеру, более 6000 услуг только по сокращению области аккредитации, срок предоставления которых 3 рабочих дня.

Указанная деятельность реализуется Управлением аккредитации в составе 36 человек.

Количество «коротких» услуг несколько снизилось за счет нормативного закрепления перехода на предоставление сведений из реестров через официальный сайт, а также проведенной работы в части систематизации и актуализации сведений информационных ресурсов. В рамках специально созданной рабочей группы рассмотрено более 3500 вопросов.

В 2017 г. также оптимизирован процесс формирования и ведения национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Результатом стало создание единого источника сведений об аккредитованном лице, содержащего, в том числе информацию о его включении в национальную часть Единого реестра.

СЛАЙД 2

Росаккредитация также является органом мониторинга в рамках системы надлежащей лабораторной практики или GLP.

Данная система, построенная в России в соответствии со стандартами ОЭСР, продолжает развиваться.

В 2017 г. еще две лаборатории, работающие в сфере исследований лекарственных средств и пестицидов, получили признание соответствия принципам GLP, расширив данный список до 11 лабораторий.

Шесть лабораторий, получивших статус соответствия GLP в 2015 г., его подтвердили.

В 2017 г. вступили в силу последние переходные положения Закона об аккредитации.

Качество человеческого и экспертного капитала для сферы аккредитации имеет принципиальное значение. В то же время результаты работы многих экспертов, перешедших в национальную систему из ведомственных, вызывали серьезные нарекания, как с точки зрения их компетентности, так и с точки зрения объективности.

Наибольший срок давался законом на работу с экспертами по аккредитации.

Результаты переаттестации говорят сами за себя. К 1 июля 2017 г.  253 эксперта по аккредитации не прошли процедуру аттестации. Как следствие - 13 экспертных организаций, в которых должно работать не менее 5 экспертов, исключены из соответствующего реестра.

На 31 декабря 2017 г. реестр содержал сведения о 313 экспертах по аккредитации и 29 экспертных организациях.

Среди них, конечно, остались отдельные эксперты, к работе которых сохраняются вопросы, их действиям дается соответствующая оценка в рамках заседаний Комиссии по рассмотрению государственных услуг. В 2017 г. на 58 заседаниях вынесено около 300 замечаний экспертам.

4 эксперта по аккредитации лишены аттестации в 2017 г. При этом уже с начала 2018 г. приняты решения о лишении аттестации также 4 экспертов.

Среди наиболее вопиющих случаев – это последовательное предоставление в Службу заведомо ложных заключений двумя экспертами по аккредитации при подтверждении компетентности одной организации.

В то же время большая часть из оставшихся в системе экспертов перестроилась, своевременно реагирует на требования Службы.

Ключевой задачей в части экспертной деятельности продолжает оставаться формирование единых подходов к организации работы и оценке соответствия критериям аккредитации. В 2017 г. проведена серия методических совещаний для экспертов по аккредитации, разрабатывались и доводились материалы и рекомендации.

В этом направлении ключевое внимание должно быть сосредоточено на подготовке, обучении и повышении квалификации претендентов в эксперты и экспертов.

Что касается деятельности экспертных организаций, отмечаем, что многие из них превратились в свое рода «прокладки» для осуществления финансовых расчетов с заявителями, контролем работы экспертов в части сроков и качества подготавливаемых ими актов не занимаются, более того – допускают случаи нарушения методики расчета стоимости экспертиз.

Учитывая изложенное, а также то, что эксперты по аккредитации Службе не подчинены, требуются более серьезные инструменты управления экспертной средой, контроля деятельности и повышения ответственности.

Реализованные в 2017 г. меры, а также исключение из реестра экспертов, дорабатывавших срок, привело к повышению качества проведения экспертиз.

Об этом свидетельствует изменение доли государственных услуг, завершившихся отказом в аккредитации либо приостановлением аккредитации в рамках подтверждения компетентности.

По результатам оказания 29 % государственных услуг по аккредитации приняты отрицательные решения. В 2016 г. данный показатель составлял 10 %.

В полную мощь заработала процедура подтверждения компетентности - в 2017 г. приостановлено действие аккредитации 837 аккредитованных лиц.

Указанная выше динамика в деятельности Службы отразилась на количестве обращений по вопросам деятельности Росаккредитации со стороны заявителей и представителей делового сообщества. Более чем в 2 раза по сравнению с 2016 г. сократилось число обращений в рамках досудебного обжалования (при этом существенная доля из них пришлась на первое полугодие 2017 г.).

Аналогичная динамика и в комиссии по апелляциям.