Осуществление контроля в отношении аккредитованных лиц

19.09.2013

Добрый день, уважаемые коллеги!

Все вы знаете, что на Росаккредитацию возложена обязанность по осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Данные полномочия реализуются в рамках действующего законодательства в форме государственного и инспекционного контроля. С момента создания Росаккредитации прошло не очень времени, однако на сегодняшний день мы имеем достаточную практику проведения проверочных мероприятий и в рамках инспекционного контроля, и в рамках государственного контроля. К сожалению, в данной области есть много проблем. Действительно, имеется большое количество необоснованно выданных сертификатов соответствия, большое количество фирм-однодневок, которые выдают сертификаты соответствия без испытаний, без протоколов, без образцов, за два часа, по демпинговым ценам. Все это приводит к недобросовестной, некачественной работе рынка оценки соответствия и, как следствие, к его обрушению. С данными негативными явлениями активно борются сотрудники Росаккредитации.

В своем докладе я хотел бы остановиться на ключевых моментах, характеризующих контрольные мероприятия Росаккредитации, так как по данному вопросу к нам поступает множество обращений от аккредитованных лиц.

В начале хотел бы сказать об основных отличиях инспекционного контроля от государственного контроля. Данные понятия часто путают. Инспекционный контроль – это осуществление оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации. Государственный контроль представляет собой регулируемую нормативными правовыми актами деятельность органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений и осуществляемую посредством организации и проведения проверок, принятия соответствующих мер по пресечению и устранению выявленных нарушений. Инспекционный контроль проводится экспертами по аккредитации и при необходимости техническими экспертами, в то время как государственный контроль проводится силами сотрудников Росаккредитации и при необходимости технических экспертов. Инспекционный контроль проводится в первый, третий и пятый год со дня получения аттестата аккредитации. Периодичность государственного контроля не определена, и все проверки носят внеплановый характер. Вместе с тем необходимо отметить, что на 2014 год Росаккредитацией намечены и плановые проверочные мероприятия в рамках государственного контроля на основании анализа поступающих к нам жалоб и обращений. По итогам данного анализа были выявлены три основных проблемных направления, по которым органы по сертификации и испытательные лаборатории были включены в планы планового государственного контроля. К числу данных направлений относится негосударственная экспертиза, подтверждение в области лекарственных средств, и третье направление – это оценка соответствия транспортных средств. Именно эти моменты будут проверяться в рамках планового государственного контроля в 2014 году.

Также хотелось бы отметить, что инспекционный контроль и государственный контроль связаны между собой. Данная взаимосвязь заключается в следующем. Нарушения и несоответствия, выявленные при инспекционном контроле, являются основанием для проведения внеплановых проверочных мероприятий в рамках государственного контроля. Данные мероприятия, как правило, проводятся в форме так называемой проверки без запроса документов, так как все необходимые материалы уже имеются в Росаккредитации. Эксперты присылают в Росаккредитацию экспертное заключение, в котором содержатся выводы по нарушениям, а также копии документов, из которых сотрудники могут сделать соответствующие выводы. В случае, если подтвердится наличие выявленных нарушений, решением по такому внеплановому проверочному мероприятию будет приостановка аттестата аккредитации сроком на три месяца.

Хотел бы обратить внимание присутствующих на следующий момент, который многие не понимают и не учитывают в своей деятельности. В случае выявления нарушений в деятельности аккредитованного лица мы приостанавливаем аттестат аккредитации на три месяца и даем предписание об устранении нарушений в указанный срок. Имеются прецеденты, когда выявленные нарушения устраняются по предписанию в течение одного дня. В подобных случаях: если орган по сертификации согласен с решением Росаккредитации, не обжалует эти решения и присылает отчет об устранении нарушений по выданному предписанию, - мы незамедлительно восстанавливаем приказом аттестат аккредитации. Поэтому прямая обязанность органа по сертификации состоит в том, чтобы как можно быстрей представить полный отчет об устранении нарушений, которые указаны в предписании.

Что еще хотелось бы сказать об инспекционном контроле. К сожалению, на практике достаточно часто встречается ситуация, когда в установленный срок аккредитованное лицо уклоняется от инспекционного контроля. На сегодняшний момент Росаккредитацией это будет квалифицироваться как несоблюдение действующего законодательства, и мы будем приостанавливать аттестат аккредитации до момента прохождения инспекционного контроля, поскольку это является прямой обязанностью аккредитованного лица. Аккредитованное лицо обязано подтвердить свою компетентность и способность работать в своей области аккредитации.

Что является основанием для проведения внеплановых проверок по государственному контролю? Это обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти. Также это поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требование прокурора. Обращаю на это внимание, так как в последнее время Росаккредитацией проводится достаточно большое количество проверочных мероприятий, и именно по обращению граждан. Не все они объективны, не все они правдивы, не все они впоследствии подтверждаются в ходе проведения проверочных мероприятий в рамках госконтроля. Однако есть и достаточно большое количество обращений и заявлений граждан, в которых указаны вопиющие факты нарушений в деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий. Соответственно, Росаккредитация в рамках госконтроля принимает незамедлительные меры по приостановке аттестатов таких органов по сертификации и испытательных лабораторий до момента устранения этих нарушений.

Еще раз по основным формам контрольных мероприятий в рамках 294-го федерального закона. К ним относится документарная проверка с запросом документов, документарная проверка без запроса документов и выездная проверка. Обращаю внимание присутствующих на то, что выездная проверка является комплексной, более полноценной, поэтому обязательно согласовывается с органами прокуратуры. Данная проверка проводится в том случае, когда становится ясно, что рамках документарной проверки с запросом или без запроса документов невозможно увидеть и посмотреть те аспекты, которые интересуют Росаккредитацию, те моменты, которые отражены в жалобе и в заявлении гражданина либо какого-то правоохранительного органа (как правило, таможни).

Еще раз озвучу меры, которые принимает Росаккредитация в случае выявления нарушений в деятельности аккредитованного лица. Росаккредитация выдает проверяемому лицу предписание с указанием сроков устранения нарушений, о проведении мероприятий. Также принимаются меры по контролю за устранением выявленных нарушений, то есть представители Росаккредитации мониторят исполнение выданных предписаний и в случае устранения нарушений незамедлительно восстанавливают действие аттестата аккредитации. Согласно 602-му постановлению Правительства, в случае, если аккредитованное лицо не исполняет предписания в установленный срок, то есть в течение трех месяцев, действие аттестата аккредитации прекращается. Вы должны все это знать и хорошо понимать. В случае несогласия с данным решением орган должен в установленном порядке обжаловать акт проведения проверочных мероприятий и выданные предписания. Если он этого не делает и в то же время не представляет отчет об устранении выявленных нарушений, аттестат аккредитации будет прекращен.

Также хотел бы сказать несколько слов об административных правонарушениях. В настоящее время Росаккредитация сознательно расширяет круг лиц, привлекаемых к административной ответственности. Сегодня по любому выявленному необоснованно выданному сертификату соответствия к ответственности привлекается одновременно и орган по сертификации как юридическое лицо, и руководитель органа, и эксперт, подписавший этот сертификат. Для чего мы это делаем. Ни для кого не секрет, что на рынке пока достаточно большое количество фирм-однодневок, которые выработали слаженный механизм ухода от ответственности, в том числе и от административной, привлекаемой штрафом. То есть суд накладывает большие взыскания, после чего фирмы-однодневки, а также их руководители исчезают. Вследствие этого происходит размывание ответственности. Чтобы такого не происходило, мы решили накладывать ответственность, в том числе персональную, и на экспертов, чтобы эксперт также отвечал за допущенные нарушения, поскольку он является специалистом и своей подписью также подтверждает соответствие сертифицируемой продукции.

Хотел вам привести также и статистику некоторую за 13-й год: что было сделано Росаккредитацией, что находится в работе. За 13-й год было инициировано 187 проверок, из них 164 документарных и 23 выездных. Проведено 142 проверочных мероприятия: 124 документарных, 18 выездных. Прекращено действие 200 аттестатов, приостановлено около 93-х. Сокращено в области два аттестата аккредитации. На сегодняшний момент составлено 273 протокола об административном правонарушении и выданы предписания об отмене более 4664 сертификатов соответствия.

Также хотел привести вам примеры типовых нарушений в деятельности аккредитованных лиц, которые мы выявляем в ходе проведения проверочных мероприятий в рамках госконтроля. Я обращаю внимание присутствующих на то, что 184-м федеральным законом «О техническом регулировании» установлено, что все технические регламенты принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан. Соответственно, нарушения при проводимых работах по подтверждению соответствия требованиям технического регламента создают угрозу жизни и здоровью граждан, а следовательно являются основанием – вот это важный момент – для проведения проверочных мероприятий в рамках государственного контроля в соответствии с 294-м федеральным законом. Это пояснение, которое необходимо многим понимать, поскольку в адрес Росаккредитации достаточно часто поступают жалобы на неправомерность проверочных мероприятий. В ходе же наших объяснений все становится на свои места. Из типовых нарушений, которые встречаются наиболее часто, я бы отметил следующее:
• нарушения при оформлении сертификатов соответствия и деклараций соответствия,
• невозможность идентификации продукции по ее наименованию, указанному в сертификате,
• указание выводов о соответствии без документальных доказательств проведения соответствующих работ,
• неправомерное применение сертификата системы менеджмента изготовителя,
• отсутствие обоснования схемы выбора сертификации и декларирования,
• проведение работ по подтверждению соответствия, не входящих в область аккредитации органа по сертификации. Последнее нарушения – это самое вопиющее, что может быть.

Для испытательных лабораторий список нарушений несколько отличается. В него входят:
• нарушение при оформлении протоколов испытаний, исследований и измерений,
• указание выводов о соответствии без указания полученных значений при испытаниях, исследованиях, измерениях,
• отсутствие на момент проведения испытаний действующих свидетельств о поверке средств измерений,
• проведение испытания на оценивание подтверждения, которые также не входят в область аккредитации испытательной лаборатории.

С учетом того, что в аудитории присутствуют и эксперты, хотел также остановиться на оформлении акта инспекционного контроля, который заходит в Росаккредитацию. Данные акты должны быть конкретными, с конкретными ссылками на нормативные документы, с конкретными выводами, потому что зачастую есть достаточно много выводов, которые не подкреплены ссылками на статьи, на документы. Соответственно, нам сложно работать с таким документом, который впоследствии зачастую является основанием для проведения проверок в рамках 294-го закона. Данные проверки являются более сложными, поэтому у Росаккредитации должны быть четкие основания для этих проверочных мероприятий.

Еще момент, на котором остановлюсь кратко. Не секрет, что в Росаккредитацию направляются жалобы и обращения на аккредитованных лиц и на конкурирующие организации. Таких жалоб достаточно много. Представленные в них факты зачастую искажаются, не подтверждаются, но при этом рассмотрение подобных жалоб отнимает значительное время и у сотрудников Росаккредитации, и у добросовестных органов по сертификации. На рынке начинается травля друг друга, начинается активная переписка. Хотелось бы призвать всех к тому, чтобы мы работали в рамках правового поля, стремились все к разумной добросовестной работе, выпускали сертификаты соответствия, основываясь на требованиях действующего законодательства, и ни в коем случае не опускались до подобных вещей, поскольку подавляющее большинство таких организаций нам известно. Мы думаем, что в самые короткие сроки примем меры, чтобы навести порядок с этой составляющей на рынке сертификации.

Большое спасибо за внимание.