Создание эффективной системы оценки соответствия – прямой путь к ограничению оборота некачественных товаров

16.01.2014

– Спасибо большое, Владимир Юрьевич. Добрый день, уважаемые коллеги. Честно сказать, я очень рад тому, что сегодня, в рамках Гайдаровского форума, проходит этот круглый стол.

В начале своего выступления хотел бы вспомнить человека, именем которого назван форум. Недавно я прочитал книгу под названием «Революция Гайдара», в которой политики, экономисты, работавшие в то время, дают оценку произошедшим событиям. Если посмотреть на этот материал, почитать одно из последних интервью Е.Т. Гайдара, становится понятно, что люди, которые делали реформу в России в то время, принимали очень сложные решения. Но эти решения были сложны не потому, что их было сложно сформулировать: в целом было понятно, что нужно делать. Данные решения были сложны потому, что их было сложно воплотить, так как они влекли за собой серьезные социальные и экономические изменения. В случае с техническим регулированием ситуация, на мой взгляд, обратная. Нам требуется не одно, а целый комплекс сложных взаимоувязанных решений, и мы должны сформулировать их таким образом, чтобы они, с одной стороны, учитывали существующий международный опыт, а с другой стороны, вписывались в сложную правовую систему Российской Федерации. Поскольку данных решений много, в качестве сомодератора круглого стола остановлюсь лишь на основных направлениях реформы технического регулирования, оценки соответствия и аккредитации, которые хотелось бы обсудить.

Владимир Юрьевич сказал, что обдумывает вчерашние слова Председателя Правительства Д.А. Медведева о том, что наши сегодняшние проблемы – это результат того, что мы жили слишком хорошо. Честно говоря, я тоже думал над этими словами, и моя трактовка следующая: с точки зрения оплаты труда мы действительно достигли достаточно высоких показателей. Но при этом качество работы наших кадров – и существующих, и тех, которые сейчас готовятся – не всегда находится на том уровне, который необходим для конкурентоспособности нашей экономики. Этот вопрос актуален в том числе и для сферы технического регулирования, которая, как и любая область, не может функционировать без качественных кадров. На сегодняшний день у нас нет единой, поступательно развивающейся системы подготовки кадров, которая бы гарантировала постоянный рост числа молодых, профессиональных, качественно подготовленных специалистов. И эта проблема сейчас явственно ощущается в работе Росаккредитации как с экспертами по аккредитации, так и с экспертами по сертификации. В связи с этим полагаю, что вопрос кадровой составляющей должен сейчас встать во главу угла, так как техническое регулирование является тем систематизирующим показателем, который очень сильно влияет на конкурентоспособность российской экономики. Более того, считаю, что пришло время объединить усилия в данной области. Перед Росаккредитацией стоит задача подготовки экспертов по аккредитации, перед Минпромторгом и Росстандартом – задача подготовки экспертов по сертификации. Мне представляется, что нам нужно объединить подходы, чтобы создать один эффективный инструмент, единую методологическую основу для подготовки таких специалистов. Я убежден в важности этой работы и приглашаю коллег к сотрудничеству в данном направлении. Предлагаю в рамках сегодняшнего круглого стола уделить внимание этой теме. Однако обсудить все сегодня вряд ли удастся, в связи с чем хочу предложить коллегам из Минпромторга и Росстандарта провести отдельное мероприятие на тему совместной работы по подготовке кадров для технического регулирования.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе международного признания российской единой национальной системы аккредитации. Конкурентоспособность наших товаров, идущих на экспорт, зависит в том числе и от того, будет ли у нас создана достойная инфраструктура оценки соответствия производимых товаров. Если нашим органам по сертификации, испытательным лабораториям будут доверять зарубежные партнеры, экспорт для наших товаропроизводителей будет легче. И это существенное преимущество международного признания.

Также хотел бы подчеркнуть, что международное признание – это не только вступление в международные организации ILAC и IAF, как принято считать. Подобный подход является слишком узким. Международное признание – это еще и работа с нашими ближайшими соседями, с нашими партнерами – странами СНГ, странами Таможенного союза. В данной области, являющейся для нас одним из магистральных направлений деятельности, мы предпринимаем не меньшие усилия. Так, на международной конференции, проходившей в Москве в конце минувшего года, мы договорились с коллегами о подписании меморандума, который даст старт созданию региональной ассоциации органов аккредитации СНГ. Наличие такой ассоциации станет важной вехой на пути снижения торговых барьеров и повышения конкурентоспособности российских товаров, послужит формированию единого, свободного рынка товаров стран СНГ.

Есть и другая тема для дискуссии. Я помню, что, когда обсуждалось вступление России в ВТО и анализировались риски, возможные в связи со снижением тарифов на импорт, всерьез проговаривались меры, предусматривающие установку за счет технических регламентов и технического регулирования дополнительных барьеров для защиты рынка отечественных товаропроизводителей. На первый взгляд, подобные меры дают понятные результаты. Вместе с тем можно с большой степенью уверенности сказать, что на пути интеграции в глобальную экономику и выхода на рынки зарубежных стран, на пути глобализации, данные меры эффективны на коротких дистанциях, применительно к краткосрочным задачам. Стратегически мы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы эти требования позволяли максимально наращивать экономику. Но наращивать экономику в рамках отдельной страны, в отрыве от всех остальных, невозможно. На эту тему можно сегодня тоже подискутировать, и об этом наверняка будут еще говорить, так как характер подобных мер неоднозначен.

Кроме того, важнейшим фактором экономического роста страны является создание условий для того, чтобы нашим товаропроизводителям было выгодно выпускать качественные товары. Как можно этого достичь? Только путем ограничения оборота некачественных товаров. Прямой путь к этой цели – создание эффективной системы оценки соответствия, которая будет служить барьером для попадания на наш рынок подобной продукции. Если такая система не будет создана, наши товаропроизводители никогда не будут заинтересованы в выпуске действительно качественных товаров. И пока наши производители не будут ставить перед собой такой задачи, они будут неконкурентоспособны в других странах. На мой взгляд, такая сложная зависимость между этими процессами должна учитываться.

Вчера генеральный секретарь ОЭСР говорил о том, что Россия невыгодно отличается от стран Европейского союза по показателю желания людей заниматься бизнесом. Если я не ошибаюсь, в нашей стране данный показатель ниже в пять раз. Эти данные, в том числе, говорят о том, что люди не видят эффективных, стабильных решений. Хочу подчеркнуть: реформы систем технического регулирования и аккредитации должны давать людям чувство стабильности, возможность долгосрочной работы. Поэтому подобные реформы должны не только менять текущую ситуацию, но и гарантировать понятные, прозрачные правила игры в будущем.

Завершить свое выступление хотел бы высказыванием Ли Куан Ю, который на протяжении 30 лет был председателем правительства Сингапура и сделал из небольшого острова процветающую страну. В своей книге он писал: «В отличие от коммунистической системы, русские – это не те люди, которых можно выбросить на свалку истории». Я призываю нас всех объединить усилия, чтобы помочь нашим согражданам в полной мере реализовать тот огромный творческий и образовательный потенциал, который в них заложен, и направить его на развитие нашей экономики.