Будущее системы аккредитации в Российской Федерации

13.02.2014

Глубокоуважаемый господин посол, глубокоуважаемый господин министр, многоуважаемые Глеб Сергеевич, Владимир Юрьевич, представители европейской делегации, уважаемые участники российских общественных организаций, объединений, представители бизнеса, представители органов по сертификации испытательных лабораторий!

Для меня большая честь выступать сегодня перед вами по ряду причин. Прежде всего, сегодня здесь собралась действительно профессиональная и заинтересованная аудитория, от которой во многом зависит путь дальнейшего развития нашего государства и Евразийского региона в целом. Это связано с тем, что тема технического регулирования – своеобразный краеугольный камень, без которого невозможно нормальное экономическое развитие страны. Я рад участию в сегодняшнем мероприятии еще и потому, что вопрос взаимоотношений Российской Федерации и Европейского союза обсуждается сегодня на всех уровнях, и значимость его сложно преувеличить. Как раз сегодня вышла статья Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова, посвященная отношениям Российской Федерации и Европейского Союза. Основной ее тезис состоит в том, что сегодня в отношениях Российской Федерации и Европейского Союза наступил момент истины, когда мы должны объединиться и, поставив перед собой очень сложные и амбициозные задачи, решать их в стратегическом партнерстве. И работа эта будет невозможна без нашего взаимного движения по пути гармонизации систем аккредитации. Мы чувствуем поддержку наших коллег из Европейского Союза в деле реформирования системы аккредитации в России. Хочу выразить благодарность европейским экспертам и лично господину Томасу Факламу, который здесь присутствует и который возглавляет экспертную группу по проекту гармонизации систем аккредитации России и ЕС. Именно благодаря экспертам, работающим в рамках этого проекта, мы смогли максимально гармонизировать закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», который был подписан Президентом 28 декабря 2013 года, с европейскими международными требованиями.

Хотел бы сказать несколько слов о том, что уже сделано в направлении реформирования системы аккредитации, а также поразмышлять о том, как могут выглядеть системы аккредитации в европейских странах, в России, в государствах-соседях России через какой-то промежуток времени.

Начну с подведения итогов деятельности Росаккредитации за прошедшие два года. Реформа системы аккредитации в России условно подразделяется на четыре этапа. Первый – организационный – был связан с созданием нашей службы, началом ее работы. Второй – с формированием переходной модели системы аккредитации, когда были сформулированы возможные на том этапе решения, приближавшие нашу систему к требованиям международных стандартов. Третий этап – это переход от временной модели к той, которая будет полностью гармонизирована с международными стандартами в области аккредитации. Ключевым шагом к переходу на последний, четвертый этап, стало принятие закона «Об аккредитации» в конце 2013 года. С 1 июля нынешнего года мы планируем перейти к внедрению положений этого закона и начнем выстраивать процесс работы нашей системы так, как это должно быть в идеале.

Говоря о цели, к которой мы идем, необходимо выделить те структурные элементы, которым должна соответствовать российская система аккредитации. Прежде всего, это должна быть система, в которой работают профессиональные люди, компетентные в тех вопросах, за которые они отвечают. Далее, эта система должна быть эффективной, то есть обеспечивать присутствие на рынке добросовестных органов по сертификации и испытательных лабораторий, работе которых можно доверять. Эта система должна быть стабильной и независимой, давать уверенность бизнесу в том, что на пути его развития не будет неожиданных препятствий. Система должна соответствовать международным стандартам и, что очень важно, быть комфортной для всех ее участников. Она также должна быть современной и отвечать существующим и возможным вызовам. Поэтому наша цель – создание в России профессиональной, комфортной, эффективной, стабильной и независимой системы аккредитации, соответствующей международным стандартам.

Теперь о том, как можно достичь этой цели. Профессиональная система состоит в том, что ее участники должны уметь работать и иметь возможность работать надлежащим образом. Поэтому здесь важны два ключевых компонента – компетентность специалистов и качественные правовые и методические документы.

В области компетентности специалистов речь, прежде всего, идет о формировании единого подхода к подготовке и обучению людей, принимающих участие как в работах по аккредитации, так и в работах по оценке соответствия. Это не только учеба, но и стажировки, которые должны стать необходимым этапом в подготовке специалистов, работающих в сфере аккредитации, и персональная аттестация каждого специалиста и профессионала. Сейчас в России более пятисот экспертов по аккредитации, имеющих аттестацию. Но мы намерены провести переаттестацию каждого из этих специалистов в ближайшие три года. Это диктует новый закон. Почему? Потому что на старте реформы все необходимые процедуры, связанные с оценкой компетентности этих специалистов, проведены не были. Кроме того, мы считаем, что компетентность специалистов, работающих в сфере аккредитации, должна подкрепляться также периодической оценкой качества их работы. Для этого мы намерены создать систему мониторинга работы экспертов по аккредитации, которая, в том числе, будет включать оценку со стороны органов по сертификации, испытательных лабораторий, наших сотрудников, планируем вести работу по повышению квалификации экспертов.

С точки зрения подготовки качественных правовых и методических документов ключевой точкой для нас является принятие Федерального закона «Об аккредитации». Но само по себе принятие закона – это лишь начало. Для того чтобы закон вступил в силу и система заработала с 1 июля 2014 года, Правительство и министерства должны разработать и принять более сорока подзаконных правовых актов. Именно эта работа сейчас является основной для Росаккредитации, Министерства экономического развития, Министерства промышленности, всего блока Правительства, ответственного за данное направление деятельности. Это очень серьезный объем работы. В данных документах будет содержаться детальное регулирование всех процессов аккредитации и ответы на все вопросы, на которые не ответил закон. Мы считаем, что в этой работе должна принять активное участие общественность, представители бизнеса, поэтому все разработанные документы размещаются на сайте Росаккредитации, и мы приглашаем заинтересованных лиц к их обсуждению. Собранные предложения пройдут обсуждение в режиме круглых столов, как это делалось при подготовке закона «Об аккредитации». В этом процессе мы рассчитываем на помощь наших коллег из Европейского Союза и надеемся, что совместная работа с ними по обсуждению корпуса подзаконных документов обеспечит соответствие международным стандартам на этапе до их внедрения.

Помимо чисто правотворческой работы очень важна и методическая работа, которую мы ведем и которая обеспечивает правильность понимания и применения созданных документов на каждом из этапов процесса аккредитации.

Если говорить об эффективности системы аккредитации, то здесь я бы выделил два ключевых компонента – подробная и понятная система требованийк аккредитуемым лицам и выявление и профилактика нарушений.

В ближайшее время будут разработаны и приняты новые критерии аккредитации для органов по сертификации и испытательных лабораторий. Принципиальным нововведением этих документов будет детальность таких требований и документов, подтверждающих их соблюдение, введение критериев аккредитации для организаций, работающих в сфере обеспечения единства измерений, для провайдеров межлабораторных сличительных испытаний, для инспекций (это понятие пока отсутствует в нашем законодательстве).

Для нас очень важно, чтобы работа с учетом новых критериев, соответствующих международным стандартам, шла в открытом режиме. Для этого мы планомерно вводим в эксплуатацию – и к 1 июля планируем завершить этот процесс – систему открытости принятия решений Росаккредитации. Открытость будет заключаться не только в возможности видеть каждый шаг наших специалистов и экспертов по аккредитации в ходе оказания государственной услуги по аккредитации, но и в возможности дополнительного контроля со всех сторон за работой всей системы.

Ключевым условием нормального функционирования системы аккредитации является добросовестность участников рынка оценки соответствия. Но обеспечить эту добросовестность только за счет выстраивания качественных процедур аккредитации невозможно. Значительная роль здесь принадлежит процедурам контроля и надзора. И для нас очень важной задачей в этой области представляется создание инструмента не тотального, а точечного контроля за деятельностью аккредитованных лиц – на основе аналитических данных и мониторинга действий органов по сертификации и испытательных лабораторий посредством создаваемой нами информационной системы.

От тотального контроля нужно переходить также и к дифференциации ответственности за нарушения. Есть нарушения со стороны аккредитованных лиц, которые легко исправимы, а есть такие, которые связаны с угрозой жизни и здоровью потребителя. Соответствующим образом должны различаться и меры ответственности. Такой дифференциации сейчас нет, но мы инициировали работу по ее созданию. В то же время мы уверены, что и контрольные мероприятия – не главное. Главное – это создание правильных мотиваций для участников рынка оценки соответствия. Мы хотим, чтобы на рынке оценки соответствия было выгодно работать добросовестно. Именно на создание среды заинтересованности бизнеса в добросовестной работе и будут направлены наши усилия.

Если говорить о будущем, то вызов, который сейчас стоит не только перед российской системой аккредитации, но и перед системами аккредитации других стран, – это поиск новых подходов, связанных с обеспечением комфортности работы в этих системах. Огромная роль здесь принадлежит внедрению решений по информатизации. В этом направлении мы планируем отказаться от бумажных документов в системе аккредитации и полностью перейти на электронный документооборот. Учитывая огромные объемы бумажных документов, с которыми нам приходится работать, это действительно давно назревшая необходимость. Та информационная система, которую мы сейчас создаем и внедряем, позволит автоматизировать процессы, связанные не только с аккредитацией, но и с работами по сертификации. Это взгляд в будущее, шаг в будущее, приглашение к обсуждению. Важная инновация системы – это электронная отчетность для органов по сертификации и испытательных лабораторий. Это не значит, что на аккредитованные лица ложится дополнительная обязанность по составлению отчетности и ее подгрузке в систему. Те журналы, которые ведутся сейчас на бумаге, будут сразу вестись в нашей информационной системе. Тем самым облегчается труд для аккредитованных лиц. Для Росаккредитации же это обеспечит возможность видеть все происходящие процессы и, как следствие, снизить административное бремя контроля.

Если смотреть еще дальше, то с развитием информационных технологий можно рассчитывать на все более активное использование средств видеофиксации: при проведении выездных проверочных мероприятий для аккредитованных лиц, в организации трансляций из лабораторий для того, чтобы проводить какие-то сопоставления. Эти инструменты позволят существенно повысить эффективность работы органов по аккредитации, и не только у нас. Далее, мы планируем использовать возможности дистанционного обучения для профессиональной подготовки специалистов в области аккредитации.

Новые возможности, предоставляемые информационными технологиями, позволяют по-другому посмотреть вообще на задачи и возможности органов по аккредитации. Я говорю о сервисном ориентировании. Внедрение информационной системы часто открывает совершенно новые возможности для бизнеса. Большие объемы информации есть у всех, но не все умеют с ними правильно работать. Если в нашей системе мы создадим правильные модули, открывающие бизнесу возможности для широкого использования аналитических данных, то это принесет большую пользу. То же самое и для потребителя. Возможность сфотографировать на телефон сертификат соответствия и сразу же получить ответ из нашей системы, настоящий он или нет, кажется сейчас фантастикой, но я думаю, что через несколько лет мы можем к этому прийти. Это же касается и нашего взаимодействия с коллегами из других федеральных органов власти. Сегодня мы очень заинтересованы в активизации взаимодействия с контролерами на рынке, и в первую очередь – с теми, кто отвечает за соблюдение технических регламентов: Роспотребнадзором, Ростехнадзором, Росстандартом и другими органами. Я уверен, что систематизация информации в области аккредитации и оценки соответствия, которая станет возможной благодаря внедрению нашей информационной системы, будет полезна нашим коллегам для повышения эффективности контроля.

Что значит стабильность и независимость системы аккредитации? Какие факторы ее обеспечивают? Во-первых, институциональную стабильность обеспечивает закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». В процессе обсуждения проекта этого закона нас критиковали за то, что в нем слишком много подробностей. А для нас это стабильность. И на примере Казахстана, где закон очень общий, мы видим, что там из-за этого возникают проблемы. Мы считаем, что закон в деталях – это инструмент стабильности нашей системы. Финансовую стабильность обеспечивает государственное финансирование. Вы знаете, что органы по аккредитации во многих странах не являются государственными органами. Но государственное финансирование – это тоже определенная стабильность и гарантия независимости работы такого органа. Остается вопрос, в какой части это государственное финансирование должно присутствовать. Об этом стоит подумать. Стабильность достигается и за счет наличия профессиональных ассоциаций участников системы аккредитации. Система не может работать в воздухе, она должна на что-то опираться. И опираться она в первую очередь должна на объединение тех лиц, которые заинтересованы в ее работе: аккредитованных лиц, экспертов по аккредитации. Наконец, вопрос, который сейчас обсуждается в других странах, не только в России: одно окно по аккредитации и нотификации. Правильно это или нет? Это эффективно, потому что мы можем объединить ресурсы, можем объединить компетентных людей, можем принимать решения в более удобной для бизнеса форме в рамках одного окна. И актуальность этого вопроса со временем будет только возрастать не только для России, но и для других стран.

Что касается общественного контроля, для нас очень важным шагом было создание Общественного совета при Росаккредитации. Его возглавляет присутствующий здесь Владимир Юрьевич Саламатов. Будут созданы и другие консультативные органы: апелляционная, аттестационная комиссия, рабочие и экспертные группы по разным направлениям. Все эти структуры позволят нам объединить и систематизировать усилия заинтересованного сообщества для повышения качества нашей работы.

Последний слайд моей презентации связан с темой международного признания системы аккредитации. Здесь два основных момента, два «кита». Первое – членство в международных организациях ILAC-IAF. Это тот путь, который является для нас стратегическим, в рамках которого мы уже приняли ряд ключевых решений. Для нас очень важно, что в законе «Об аккредитации» предусмотрено прямое применение международных стандартов в сфере аккредитации. Это позволяет снять вопрос о том, должны наши организации соответствовать международным требованиям или нет. Большое значение мы уделяем совместному проекту с Евросоюзом, в рамках которого проходит не только оценка создаваемой у нас нормативной базы, но и проводятся консультации по вопросу внедрения в Росаккредитации системы менеджмента, к которой мы сейчас переходим. Это для нас задача номер один после вступления в силу закона «Об аккредитации». Нас ждут мероприятия по оценке нашей работы, и мы надеемся, что будем полностью готовы к этому процессу и постараемся пройти его в сжатые сроки.

Однако членство в ILAC-IAF – это не единственное направление нашего международного сотрудничества. Для нас также чрезвычайно важна работа в рамках Таможенного Союза с нашими партнерами из Белоруссии и Казахстана, которая строится на обмене опытом и анализе применения технических регламентов. Это хороший задел для дальнейшей интеграции. Абсолютным приоритетом для нас является и взаимодействие и обмен опытом с органами по аккредитации стран Содружества Независимых Государств. В рамках этой работы в конце января семью странами СНГ был подписан меморандум о начале работы по созданию региональной ассоциации в рамках Содружества. Подобная необходимость обусловлена тем, что у нас есть общая основа с точки зрения технического регулирования, с точки зрения стандартизации и метрологии, общий язык. И объединять усилия для того, чтобы двигаться быстрее в направлении сотрудничества с Европейским Союзом, в направлении гармонизации с международными требованиями, очень важно. Это тоже одно из приоритетных направлений нашей работы.

Одной из ключевых для нас задач также является обеспечение вступления России в ОЭСР. С этой точки зрения Росаккредитация очень серьезно занимается темой внедрения системы Надлежащей лабораторной практики – GLP – и недавно получила полномочия органа мониторинга по GLP.

Говоря о ключевых задачах в области международного сотрудничества, не могу не упомянуть и работу в контексте ВТО, которой в Росаккредитации отводится, может быть, менее заметная, но очень важная роль.

В заключение я хотел бы сказать о том, что любая работа, ориентированная на людей, может основываться только на одном ключе к успеху – это доверие. Мы хотим, чтобы у представителей Росаккредитации было доверие к тем, кого мы аккредитуем, а у органов по сертификации и лабораторий было доверие к Росаккредитации, и тогда мы будем уверены, что задача гармонизации российской системы аккредитации с международными требованиями будет успешно решена. Это, в свою очередь, приведет к тому, что у наших партнеров будет доверие к нашей стране, и мы сможем сделать очень важный, серьезный шаг в направлении создания зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока.