Состоялось заседание Общественного совета при Росаккредитации

27.09.2016

Президиум_яркость

23 сентября 2016 года состоялось заседание Общественного совета при Федеральной службе по аккредитации. В мероприятии принял участие заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов, который отметил высокое качество работы членов Общественного совета при Росаккредитации и подчеркнул важность решаемых Службой задач, сказав, что данное направление является одним из приоритетных и для Минэкономразвития России.

Приветствуя собравшихся, глава Федеральной службы по аккредитации Алексей Херсонцев сообщил, что провел встречи с руководителями четырех постоянно действующих комитетов при Общественном совете и видит большой потенциал для применения наработанных ими методических материалов в практической деятельности службы. 

Председатель Общественного совета Владимир Саламатов напомнил, что главная задача Общественного совета - помогать Росаккредитации выстраивать и реализовывать государственную политику в области аккредитации и огласил обширную повестку встречи.

Первым пунктом повестки заседания стало рассмотрение публичной Декларации целей и задач Федеральной службы по аккредитации на 2016-2018 годы. Разработанный в рамках внедрения системы менеджмента Федеральной службы по аккредитации и в соответствии с утвержденной Политикой в области качества Росаккредитации документ был одобрен Общественным советом единогласно.

Традиционно к обсуждению приоритетных целей и задач Службы, в том числе и для их последующего отражения в Декларации, привлекаются представители различных референтных групп. Так, 8 июля 2016 года было проведено совещание с участием заинтересованных членов Общественного совета при Федеральной службе по аккредитации и представителей экспертного сообщества, в ходе которого проект Декларации целей и задач Федеральной службы по аккредитации на 2016 – 2018 годы был доработан с учетом всех поступивших предложений.

В итоге в Декларацию вошло 11 приоритетных целей в области качества, направленных на обеспечение доверия к результатам деятельности аккредитованных лиц, и определено 9 ключевых задач для их осуществления.

В сравнении с публично заявляемыми на 2015 год традиционными для Службы целями (по обеспечению беспристрастности, прослеживаемой деятельности Росаккредитации, обеспечению развития стандартизации в области аккредитации  и оценки соответствия, повышению качества государственных услуг и другими), перечень целей на ближайшие два года расширен. 

Одними из самых приоритетных направлений работы до 2018 года определены также работа по обеспечению признания за рубежом аккредитации в национальной системе, принятию руководящих документов международных организаций в области аккредитации IAF и ILAC, обеспечение эффективности и результативности осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц и снятие неоправданных административных барьеров, а также содействие развитию и совершенствованию системы образования и обучения персонала в области аккредитации и оценки соответствия, в том числе, экспертов по аккредитации по требованиям стандарта ISO 19011.

Мигин Литвак Вдовин_2

О внесении изменений в нормативные правовые акты в сфере аккредитации рассказал заместитель руководителя Росаккредитации Сергей Мигин. Проекты изменений в нормативные правовые акты разработаны по результатам анализа правоприменительной практики, а также во исполнение перечня ключевых событий приоритетного проекта Минэкономразвития России «Построение эффективной системы аккредитации, соответствующей международным стандартам», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 февраля 2014 г. № 97, в целях дальнейшего совершенствования функционирования национальной системы аккредитации, в том числе приведения нормативных правовых актов в соответствие с требованиями международных организаций – Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международного форума по аккредитации (IAF).

В 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» планируется внести следующие изменения:

  • увеличить  срок устранения несоответствий, обнаруженных в результате выездной оценки в рамках государственной услуги по аккредитации, с 20 до 40 дней;
  • установить возможность сокращения области аккредитации в случае полного приостановления аккредитации и неполного устранения выявленных несоответствий критериям аккредитации;
  • предусмотреть, что наличие в заключениях экспертов заведомо ложной информации будет являться достаточным основанием для их дисквалификации в судебном порядке на срок до трех лет;
  • уточнить содержание понятия «конфликт интересов» применительно к деятельности экспертов по аккредитации и другие изменения.

Изменениями в  184-ФЗ «О техническом регулировании» предлагается установить, что срок действия сертификата соответствия, полученного в национальной системе ГОСТ Р, будет исчисляться со дня внесения сведений о нем в соответствующий реестр. При этом, в случае расхождения сведений о сертификате, которые содержатся в реестре, со сведениями, которые оформлены на бумажном носителе, приоритет будет отдаваться сведениям, содержащимся в реестре.

Одним из пунктов повестки стали подробные доклады руководителей комитетов о результатах работы структурных подразделений Общественного совета за год, в состав которых входят представители органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), организаций и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в области обеспечения единства измерений, и эксперты по аккредитации.

Руководитель комитета по вопросам деятельности по вопросам деятельности испытательных лабораторий (центров) Ольга Никитина рассказала о проделанной работе по формированию предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих сферу аккредитации, а также остановилась вопросах, относящихся к практической деятельности испытательных лабораторий. Так, при поддержке Росаккредитации год назад была создана рабочая группа по межлабораторным сличительным испытаниям. «Удалось решить многие практические вопросы, острота которых на сегодня уже спала», - сообщила Ольга Никитина. Так, например, своими силами 5 испытательных лабораторий организовали МСИ в одной, как тогда казалось, из наиболее сложных сфер - машиностроении, благодаря чему участники смогли предоставить соответствующие сведения для включения в единый реестр Таможенного союза. «Многие лаборатории заявились для участия в международных раундах сличительных испытаний, в том числе по линии APLAC, и есть уже промежуточные результаты таких испытаний», - сообщила руководитель комитета. Также Ольга Никитина подчеркнула необходимость усиления работы по разработке методических рекомендаций по проведению выездной экспертизы деятельности аккредитованных испытательных лабораторий в рамках процедуры подтверждения компетенции, предложив расширить круг участвующих в этом процессе экспертов.

Главной задачей, стоящей перед Росаккредитацией, в своем выступлении руководитель комитета по вопросам деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в области обеспечения единства измерений Владимир Окрепилов назвал международное признание российской системы аккредитации. Одним из основных критериев международного признания российской системы является обеспечение прослеживаемости измерений, для чего комитет провел большую работу совместно с Росстандартом и Росаккредитацией, которая основывается на положениях «Декларации о метрологической прослеживаемости», подписанной Международным бюро мер и весов (BIPM), Международной организацией по законодательной метрологии (OIML), Международным сотрудничеством по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международной организацией по стандартизации (ISO).  Этот документ определяет роль национальных метрологических институтов и аккредитованных лабораторий в этом процессе и рекомендации, которые обеспечивают прослеживаемость. Также комитет принял участие в разработке проекта «Политика Росаккредитации по прослеживаемости результатов измерений».

Руководитель комитета по вопросам деятельности органов по сертификации Алексей Шалин высказал мнение о том, в каком направлении нужно совершенствовать институт аккредитации. Нужно постепенно уходить от администрирования, уделять внимание усилению методологии. «Необходимо переходить на другие критерии оценки, будущее за аккредитацией по схемам, потому что не каждый специалист может осуществить определенную схему оценки», - пояснил он.

Руководитель комитета по вопросам деятельности экспертов по аккредитации Сергей Крейнин подчеркнул важность проблемы, связанной с беспристрастностью и независимостью экспертов по аккредитации. Одна из главных задач, которая стояла перед комитетом в течение года, – разработать кодекс этики экспертов по аккредитации национальной системы аккредитации. Проект документов был представлен членам Общественного совета.

В свою очередь руководитель Федеральной службы по аккредитации попросил представителей комитетов изучить вопрос и высказать свое мнение  о необходимости дополнения критериев аккредитации перечнем документов в области стандартизации (соответствующими национальными и межгосударственными стандартами), регламентирующими процедурные вопросы деятельности аккредитованных лиц.

Бутенко

Отчет о работе Федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (ФГИС Росаккредитации) представил заместитель начальника управления – начальник отдела информационных технологий Управления административно-финансовой деятельности и развития информационных технологий Юрий Бутенко.

Ежегодно ФГИС Росаккредитации обрабатывает более 30 000 000 запросов  информации из реестров службы, поступающих по каналам СМЭВ, через Единый портал государственных услуг и официальный сайт Службы. За 2015 год через сервис электронной регистрации деклараций заявителями зарегистрировано в «безбумажной форме» (без обращения в органы по сертификации) более 19000 деклараций о соответствии. В настоящее время во ФГИС Росаккредитации реализована возможность подачи заявления на предоставление четырех государственных услуг:

  • аккредитации;
  • подтверждения компетентности аккредитованного лица;
  • расширения области аккредитации;
  • внесения изменений в запись об аккредитованном лице в реестре аккредитованных лиц (в связи с изменением места или мест осуществления деятельности аккредитованного лица).

Полностью в безбумажном виде подано более 300 заявлений на предоставление государственных услуг. Вместе с тем в связи с запуском госуслуг во ФГИС Росаккредитации потребовалось решить ряд организационных вопросов, в том числе вопросов взаимодействия экспертов по аккредитации с Управлением аккредитации.

Росаккредитация приступила к активной фазе формирования перспективного облика системы - ФГИС Росаккредитации 2.0. В ближайших планах:

  • реализация возможности практического применения риск-ориентированных подходов при предоставлении государственных услуг и осуществлении контрольно-надзорных функций;
  • пересмотр внутренней архитектуры системы с учетом требований к импортозамещению;
  • совершенствование механизмов межведомственного электронного взаимодействия и открытых данных.

Значительное внимание планируется уделить улучшению эргономических характеристик ФГИС Росаккредитации.

 

С протоколом заседания Общественного совета при Росаккредитации от 23 сентября 2016 года в ближайшее время можно будет ознакомиться в соответствующем разделе сайта.