Росаккредитация подвела итоги контрольной и судебной работы за январь-февраль 2019 года

20.03.2019

За первые два месяца текущего года Федеральной службой по аккредитации проведено 225 проверок деятельности аккредитованных лиц, из них:

  • 156 проверок – в целях оценки устранения несоответствий критериям аккредитации, выявленных в ходе процедуры подтверждении компетентности. По результатам таких проверок аккредитованными лицами были устранены нарушения в 90% случаев.
  • 27 проверок - на основании обращений о возможном нарушении аккредитованными лицами законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации.
  • 24 проверки - в рамках оценки выполнения ранее выданных Службой предписаний.

По результатам проведения контрольных мероприятий на основании поступивших обращений выявлены нарушения в деятельности 15 аккредитованных лиц, которым по итогам завершения проверок выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

По фактам нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, Росаккредитацией приняты решения о приостановлении действия аккредитации 10 аккредитованных лиц: 2 органов по сертификации, 7 испытательных лабораторий, одной организации, аккредитованной в области обеспечения единства измерений.

В связи с невозможностью проведения внеплановых выездных проверок в отношении аккредитованных лиц приняты решения о приостановлении действия аккредитации 2 органов по сертификации (ООО «Альсена» - РОСС RU.0001.11АГ03, ООО «ИЦСИ» - RA.RU.11СП29) и 2 испытательных лабораторий (ООО «ЦИС АЛЬТЕРНАТИВА» - RA.RU.21ЛТ78, ООО «Испытательный центр «Лидер-Тест» - RA.RU.21АГ38).

Вследствие выявления фактов уклонения аккредитованных лиц от прохождения процедуры подтверждения компетентности приняты решения о приостановлении действия аккредитации 54 аккредитованных лиц (10 органов по сертификации, 28 испытательных лабораторий, 15 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений, одного органа инспекции).

В результате незавершения прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) в течение шести месяцев после наступления срока, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ, прекращено действие аккредитация19 организаций (4 органов по сертификации, 3 испытательных лабораторий, 11 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений, одного органа инспекции).

В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований ниже приведены наиболее распространенные нарушения, допускаемые органами по сертификации:

  • несоблюдение в процессе деятельности требований документов, устанавливающих порядок подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям (Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
  • отсутствие у работников органа по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в утвержденной области аккредитации (указанные нарушения были допущены органом по сертификации ООО НИЦ «КБ» - RA.RU.11КБ03).

По результатам проведения контрольных мероприятий прекращено действие аккредитации 6 организаций, из них:

  • 4 решения о прекращении действия аккредитациив связи с неисполнением ранее выданного предписания (испытательные лаборатории ООО Лабораторный Центр «Эконорм» - РОСС RU.0001.21АУ19, ЗАО «Спектр-К» - RA.RU.21ГД02, органы по сертификации ООО «ИДЕАЛ ТЕСТ» - RA.RU.11ДО11, ООО «Южный Регистр-Центр Экспертизы противопожарной безопасности в строительстве» - RA.RU.11АБ09);
  • 2 решения о прекращении действия аккредитации принято в связи с неустранением аккредитованным лицом несоответствий критериям аккредитации, выявленных в процессе прохождения им процедуры подтверждении компетентности (испытательная лаборатория АНО «НЭЦ «ЭТАЛОН» - RA.RU.21ЭТ77, орган по сертификации ООО «Объединенные Системы Качества» - RA.RU.10СК08).

Органом по сертификации ООО «ИЦСИ» - RA.RU.11СП29 было подано заявление о прекращении деятельности в области аккредитации в период проведения в отношении него мероприятий по контролю, что ввиду прекращения действия его аккредитации привело к невозможности завершения проверки, инициированной и проводимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и, следовательно, к невозможности выявления всех потенциальных нарушений, допущенных таким аккредитованным лицом в период действия аккредитации, и привлечения к ответственности за них.

В этой связи отмечаем, что факт подачи аккредитованным лицом заявления о прекращении деятельности в области аккредитации в период проведения в отношении него мероприятий по контролю свидетельствует об уклонении аккредитованного лица от проводимой проверки, что квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем в процессе анализа сведений о результатах деятельности органа по сертификации ООО «ИЦСИ» - RA.RU.11СП29, представленных им в адрес Росаккредитации во исполнение требований Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 329, и содержащихся в едином реестре сертификатов соответствия, формирование и ведение которого отнесено к компетенции Службы, выявлено, что в 2018-2019 гг. с целью подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов таможенного союза Евразийского экономического союза на основании протоколов испытаний ИЛ ООО «СИСТЕМЭКС» органом по сертификации ООО «ИЦСИ» выдано 19 сертификатов соответствия, в том числе на группу товаров (ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»).

При этом, как сообщалось ранее на официальном сайте Росаккредитации, ИЛ ООО «СИСТЕМЭКС» не проводила сертификационные испытания продукции в полном объеме или продукция фактически не направлялась органами по сертификации в ИЛ ООО «СИСТЕМЭКС» с целью проведения сертификационных испытаний.

Заявителями на сертификацию в органе по сертификации ООО «ИЦСИ», в том числе выступили ООО «СЕЙКО», ООО «ИРИДА», ООО «Лисца Мода», ООО «ЭМ ЭНД ДЖИ», ООО «ДЖЕЙ АР ГРУПП», ООО «МД-МСК» и другие.

С информацией о сертификатах соответствия, выданных органом по сертификации ООО «ИЦСИ» на основании протоколов испытаний ИЛ ООО «СИСТЕМЭКС», можно ознакомиться ниже.

За отчетный период арбитражными судами и судами общей юрисдикции вынесено 25судебных актов о привлечении виновных юридических лиц и их должностных лиц к административной ответственности.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.01.2019 по делу А40-255075/2018-148-1957, вступившим в соответствии с частью 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в законную силу 10.02.2019, отказано в удовлетворении заявления Гришанова Виталия Сергеевича, ранее аттестованного в национальной системе аккредитации в качестве эксперта по аккредитации и технического эксперта, о признании незаконным и отмене приказа Росаккредитации от 08.10.2018 № Эап-13 «О прекращении действия аттестата эксперта по аккредитации и об исключении технического эксперта из реестра технических экспертов» (далее – приказ Росаккредитации от 08.10.2018 № Эап-13). Оспаривая законность приказа Росаккредитации от 08.10.2018 № Эап-13, Гришанов В.С. ссылался на отсутствие в его действиях при проведении в конце 2016 года процедуры аккредитации Общества с ограниченной ответственностью «Центр Испытаний» (далее – ООО «Центр Испытаний) нарушений требований к деятельности экспертов по аккредитации, предусмотренных частями 6, 7, 8, 10 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ).

Вместе с тем, исследовав обстоятельства проведения Гришановым В.С. процедуры аккредитации ООО «Центр Испытаний» и отказывая в удовлетворении заявления Гришанова В.С., Арбитражный суд города Москвы обратил внимание на то, что в ходе проведения процедуры аккредитации Гришанов В.С. вступил с аккредитуемым лицом в договорные отношения, не предусмотренные статьями 11, 15, 17 Федерального закона № 412-ФЗ, определяющими в системной взаимосвязи права, обязанности, ответственность и порядок действий эксперта по аккредитации при осуществлении процедуры аккредитации, и, более того, в нарушение требования части 10 статьи 11 Федерального закона № 412-ФЗ не сообщил в Росаккредитацию о возникновении такого обстоятельства.

Всесторонне рассмотрев обстоятельства дела и проанализировав действия Росаккредитации, Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявления Гришанова В.С. о признании незаконным приказа Росаккредитации 08.10.2018 № Эап-13, указав, что Росаккредитация, обладая необходимыми и достаточными фактическими основаниями и действуя в соответствии с требованиям законодательства, приказом от 08.10.2018 № ЭАп-13 правомерно и обоснованно прекратила действие аттестата эксперта по аккредитации Гришанова B.C.

Сертификаты соответствия, выданные органом по сертификации ООО ИЦСИ