Новые требования к органам по сертификации систем менеджмента

07.12.2018

Обзор ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017«Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования».

1

ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования».

Международное название ISO/IEC 17021-1:2015 «Conformity assessment – Requirements for bodies providing audit and certification of management systems – Part 1: Requirements».


2

КЕМ РАЗРАБОТАН

Международная версия разработана ИСО/КАСКО.

Российская версия подготовлена АО «ВНИИС».


3

КЕМ УТВЕРЖДЕН

ISO/IEC 17021-1:2015 опубликован 15 июня 2015 года.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 утвержден и введен в действие Росстандартом 4 июля 2017 года.


4

КОГДА ВСТУПАЕТ В СИЛУ

Вступил в силу 1 апреля 2018 года взамен ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012.


5

ГДЕ КУПИТЬ

Сайт ФГУП «Стандартинформ».


6

ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕН

Для органов, проводящих аудит и сертификацию систем менеджмента.


7

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 сильно отличается от предыдущей версии. 

Среди новаций:  

1. Изменение структуры, особенно раздела 9 «Требования к процессу».   

2. Исключение части требований: 

  • комитет по обеспечению беспристрастности;

  • реестр сертифицированных заказчиков;

  • предупреждающие действия.

3. Дополнение и изменение части требований: 

  • принципы (подход на основе рисков);

  • управление беспристрастностью;

  • управление деятельностью по сертификации;

  • компетентность персонала: 1) процессы оценивания; 2) персонал, участвующий в работах по сертификации.

  • требования к процессу: 1) программа аудита; 2) отбор членов аудиторской группы и закрепление за ними соответствующих обязанностей; 3) аудит первоначальной сертификации; 4) отчет по аудиту.

  • решение о сертификации;

  • подтверждение сертификации;

  • требуемые знания и навыки для выполнения функций в органе по сертификации.


8

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Надежда Сильвестрова, руководитель центра оценки соответствия критериям аккредитации Национального института аккредитации Росаккредитации, эксперт по аккредитации органов по сертификации систем менеджмента

Надежда Сильвестрова, руководитель центра оценки соответствия критериям аккредитации Национального института аккредитации Росаккредитации, эксперт по аккредитации органов по сертификации систем менеджмента 

Основные трудности внедрения ГОСТ Р ИСО/МЭК обуславливает ряд факторов: 

1. Изменение структуры стандарта. 

2. Отсутствие:

  • национальных стандартов, идентичных международным стандартам серии ИСО/МЭК 17021 и IAF MD, устанавливающих дополнительные требования к компетентности персонала для проведения аудита и сертификации систем менеджмента;

  • правил перехода на работу по новой версии.

3. Дополнительные и/или существенно измененные требования к: 

  • компетентности персонала, участвующего в работах по сертификации;

  • правилам отбора членов аудиторской группы;

  • соблюдению процессов сертификации;

  • правилам принятия решения по сертификации.

4. Неточности перевода по тексту стандарта, например, отсутствие некоторых фрагментов (при наличии их в оригинале) по тексту:

  • В пункте 7.4 в тексте – «орган сертификации должен вести актуализированные записи о работниках, включая необходимые данные о квалификации, профессиональной подготовке, опыте, принадлежности к другим организациям, профессиональном статусе, компетентности», – отсутствует окончание фразы: «и участии в консультационной деятельности каждого сотрудника».

  •  В пункте 9.1.1. e в тексте – «информацию относительно использования консультативных услуг по системе менеджмента и, подлежащей сертификации», – отсутствует окончание фразы: «и если проводились, то кем».

  • В пункте 9.1.2.1 а в тексте – «информации об организации, подавшей заявку, и ее системе менеджмента является достаточной для проведения аудита», – отсутствует окончание фразы: «для разработки программы аудита (см. 9.1.3)». 

  • В пункте 9.1.3. 3 после текста – «Надзорные аудиты должны проводиться не реже одного раза в год, кроме тех лет, когда проводятся ресертификационные аудиты.» – пропущена фраза «Дата проведения первого надзорного аудита после первичной сертификации не должна быть позднее 12 месяцев с момента принятия сертификационного решения». 

  • В пункте 9.1.3. 4 в тексте пропущены слова в тексте «орган по сертификации на основе полученной информации должен обосновывать и регистрировать любые корректировки в имеющуюся программу аудита и «предпринимать корректирующие действия» [прим. ред. – ошибка в переводе, орган по сертификации систем менеджмента не должен предпринимать корректирующие действия вместо своего заказчика, как это представлено в российском варианте] в отношении ранее выявленных несоответствий». «На основе полученной информации орган сертификации должен внести корректировки в существующую программу аудита.», – и последующая фраза «проследить выполнение корректирующих действий по ранее выявленным несоответствиям».

  • В пункте 9.3.1. 3 с «Оценку соответствия системы менеджмента и деятельности заказчика законодательным, нормативным и контрактным требованиям» необходимо заменить на «оценку способности и результативности системы менеджмента заказчика в отношении соблюдения законодательных, нормативных и контрактных требований».

  • В обязательном приложении А , в таблице А 1 пропущена строчка «Знание продукции, процессов и организации заказчика».

Среди других проблемных моментов можно выделить, например, недостаточное число требований к компетентности аудиторов.

// ProКачество