Для реализации закона об аккредитации разработано около сорока подзаконных документов. Интервью руководителя Росаккредитации С.В. Шипова "Российской бизнес-газете"

02.09.2014

Руководитель Федеральной службы по аккредитации С.В. Шипов рассказал "Российской бизнес-газете" о пакете подзаконных актов, в которых детализируются положения Федерального закона от 28.12.2103 № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".

- Какие задачи стояли перед вами при подготовке этих документов?

- Во-первых, нужно было все сделать за полгода - время с момента принятия федерального закона об аккредитации до вступления его в силу. Во-вторых, содержание нормативных правовых актов должно было соответствовать требованиям международных стандартов. В-третьих, документы должны были содержать четкие ответы на все вопросы, связанные с проведением аккредитации, пройти серьезное обсуждение с экспертным сообществом. Решить эти задачи было непросто. С 1 января по 1 июля был разработан и принят так называемый законопроект-спутник, изменяющий положения более десятка федеральных законов, содержащих нормы, связанные с аккредитацией, а также 12 постановлений Правительства РФ и 25 приказов Минэкономразвития и Росаккредитации. Все эти документы помимо прохождения обязательных процедур (например, оценка регулирующего воздействия) в инициативном порядке размещались для обсуждения в Интернете, по ним обобщались предложения, которые потом рассматривались с привлечением экспертов и бизнес-ассоциаций. Было внесено много важных поправок, предложенных общественностью, что позволило не только повысить качество подготовленных документов, но и скоординировать позицию Минэкономразвития и Росаккредитации с позицией нашей целевой аудитории. Кроме того, все документы прошли через экспертизу европейских экспертов на предмет их соответствия требованиям международных стандартов. Несмотря на то что все документы были приняты в срок, вступление в силу некоторых из них немного растянулось. В то же время высокая детализация положений закона об аккредитации, а также длящийся до даты вступления в силу всех его положений переходный период (заканчивается 1 января 2015 года) помогли снять все острые вопросы. В работе участвовали специалисты Росаккредитации, Минпромторга, Росстандарта, Минэкономразвития.

- Для реализации закона об аккредитации было разработано около сорока подзаконных документов. Какие из них ключевые?

- Наиболее значимыми для бизнеса являются три документа, которые в совокупности отвечают на три важнейших для любого заявителя вопроса: каким требованиям нужно соответствовать, чтобы получить доступ на рынок оценки соответствия, как происходит отбор тех людей, которые непосредственно на практике оценивают соответствие этим требованиями, и, наконец, сколько будет стоить эта процедура. Первый документ - критерии аккредитации, которые установлены приказом Минэкономразвития N 326. По сравнению с критериями, которые применялись ранее, этот документ является более детализированным. В частности, он вводит новые категории аккредитованных лиц, которые существуют в международной практике и занимают там важную нишу. Это органы инспекции и провайдеры межлабораторных сличительных испытаний. Кроме того, в приказе есть нормы, которые позволяют применять требования международных стандартов линейки 17000 при оценке компетентности заявителей и аккредитованных лиц.

Второй документ - приказ Минэкономразвития N 287, устанавливающий методику отбора экспертов по аккредитации. Основной особенностью этой методики является ее абсолютная прозрачность для всех участников процесса аккредитации: в ней четко прописан алгоритм, на основании которого можно легко проследить, почему был выбран тот или иной эксперт. На первом этапе отбора отдается приоритет экспертам, являющимся специалистами в той узкой области, в которой работает заявитель. Далее учитывается фактор занятости: на одного эксперта единовременно может приходиться не более пяти работ. В качестве критерия отбора выступает регион проживания эксперта.

Наконец, в числе ключевых документов необходимо назвать постановление Правительства N 653, в котором закреплена методика расчета платы, взимаемой с заявителя при прохождении аккредитации. Методикой предусмотрен предельный размер стоимости услуг экспертов, больше которого экспертная организация не вправе запрашивать у заявителей ни при каких условиях. Более того, в Законе об аккредитации есть положение, в соответствии с которым все те средства, которые экспертная организация получает сверх установленной нормы, подлежат возврату заявителю. Постановление N 653 - единственный документ, который не делает различий между порядком ценообразования на услуги частных организаций и организаций, подведомственных федеральным органам, для чего потребовалось вносить специальные поправки в законодательство о госуслугах.

- Проводит ли Росаккредитация разъяснительную работу по новым документам?

- Перед вступлением в силу закона мы провели ряд мероприятий с участием нашей целевой аудитории, поскольку понимаем, что для безболезненного перехода на новые правила работы необходимо довести все законодательные новшества до сведения тех, кого они затрагивают. Состоялся Всероссийский съезд экспертов по аккредитации, посвященный изменениям в подходах к работе экспертов в связи с внедрением новой нормативной базы. Кроме того, была организована интернет-конференция для аккредитованных лиц, в которой приняло участие около полутора тысяч человек из 35 регионов. Подобную работу провели и территориальные управления. Например, в Приволжском федеральном округе состоялось 14 рабочих семинаров, участниками которых стали более тысячи представителей органов по сертификации и испытательных лабораторий и экспертов по аккредитации. Конечно, на этом мы не собираемся останавливаться, потому что новая нормативная база сейчас проходит "обкатку", что сопряжено с определенными трудностями для всех сторон. В дальнейшем мы планируем проводить конференции в федеральных округах с участием представителей профессионального сообщества, чтобы разъяснять особенности, которые показала практика внедрения новой нормативной базы.

- В числе основных целей проводимой в России реформы системы аккредитации значится получение международного признания. Достаточно ли существующей нормативной базы для того, чтобы решить эту задачу?

- Мы считаем, что необходимые для этого нормативные предпосылки созданы. Все подзаконные акты, сопутствующие Закону об аккредитации, как и сам закон, проходили экспертизу у международных специалистов. Высказанные замечания мы учли в работе. Следовательно, можно сказать о том, что наши подзаконные документы были разработаны в русле существующих международных стандартов в сфере аккредитации. Однако для получения международного признания важно не просто формальное наличие законодательной базы, соответствующей всем требованиям, а реальная работа тех механизмов, которые в ней заложены. И это та задача, которую нам необходимо решить в ближайшее время.

- В чем отличия российской системы аккредитации в ее нынешнем виде от практики зарубежных стран?

- Отличия российской системы аккредитации диктуются прежде всего законодательством РФ об осуществлении государственного контроля и об оказании государственных услуг. Например, в силу особенностей нормативной базы в сфере государственных услуг, а также большого количества экспертов и аккредитованных лиц в законе об аккредитации и сопутствующих подзаконных актах был закреплен статус экспертных организаций. В сферу их ответственности входит определение на основании утвержденной методики стоимости экспертиз, заключение договора с заявителем, логистическое обеспечение работы экспертной группы и т. д. Есть и определенные особенности, касающиеся полномочий аккредитующего органа. В России единый национальный орган по аккредитации также вносит организации в реестр Таможенного союза. Такая процедура еще известна как нотификация. В практике многих зарубежных стран эти функции разделены между разными органами. Например, у Беларуси полномочия по аккредитации несет государственный центр аккредитации, а полномочия по внесению в реестр находятся в ведении Госстандарта. Помимо этого, Росаккредитация наделена полномочиями в области контроля, которых нет у органов по аккредитации многих других стран. В частности, это полномочия по проведению административных расследований и по составлению протоколов об административных правонарушениях, которые являются основанием для привлечения нарушителей к административной ответственности. Это дополнительная мера воздействия на недобросовестных участников рынка, являющаяся важным инструментом для наведения порядка.

- Какие еще изменения в законодательстве являются приоритетом для Росаккредитации в среднесрочной перспективе?

- Во-первых, те изменения, которые уже реализованы на уровне закона, вступят в силу с 1 января 2015 года и требуют разработки соответствующей подзаконной базы. Самое важное из них - это передача Росаккредитации полномочий по созданию открытого реестра сертификатов на товары, которые входят в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (так называемые сертификаты ГОСТ Р). Соответствующие поправки в закон о техническом регулировании были по инициативе Росаккредитации внесены законом - "спутником" закона об аккредитации и вступают в силу с 1 января 2015 года. Мы долго добивались решения этого вопроса, поскольку до недавнего времени федеральный орган, ответственный за ведение указанных реестров, не был установлен. Соответственно, не было и возможности проверить эти сертификаты.

Во-вторых, те изменения, которые еще находятся на стадии обсуждения. Нормативного разрешения требует вопрос о статусе специалистов по оценке соответствия - тех людей, которые подписывают сертификаты и проводят исследования. Сейчас он формально не закреплен. Из этого вытекает масса практических вопросов и о способах подтверждения компетентности таких специалистов, и об определении конкретных сфер их деятельности, и о применении к ним санкций за допущенные нарушения.

Кроме того, мы считаем, что нужно со временем уходить от практики использования "бумажных" сертификатов соответствия. Юридическую силу сертификаты должны приобретать тогда, когда сведения о них вносятся в реестр. Это тоже требует внесения поправок в законодательство.

Наконец, важный блок изменений касается разработки механизмов по отмене незаконно выданных сертификатов соответствия, поскольку без решения этого вопроса порядок на рынке сертификации будет навести тяжело. Сейчас таких механизмов нет, поэтому у государства связаны руки. Мы считаем, что полномочия по отмене сертификатов должны принадлежать контрольным органам, в частности тем, кто контролирует соответствие продукции на рынке требованиям технических регламентов.

// Российская бизнес-газета, 02.09.2014