Цифровизация системы аккредитации: просто, прозрачно, надежно

12 июля 2021
Каковы ключевые приоритеты и направления в развитии национальной системы аккредитации? Какую роль здесь играют информационные технологии? Когда и какой эффект ожидается от их внедрения? Эти и другие вопросы прояснил в своем выступлении на тему «Цифровизация в национальной системе аккредитации как инструмент повышения доверия к результатам оценки соответствия» статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев.

Пандемия и вынужденные меры

Немаловажную роль в становлении и ускорении внедрения цифровых технологий, по мнению Алексея Херсонцева, сыграла пандемия.  

"Эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением COVID-19, потребовала принятия масштабных мер, направленных на упрощение ведения в 2020 году предпринимательской деятельности. И с 1 апреля 2020 года был принят  98 ФЗ , который закрепил право правительства принимать особенные решения, связанные с разрешительными режимами".

Алексей Херсонцев,
статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ

В то же время благодаря  Постановлению Правительства № 440  в этот непростой 2020 год для компаний автоматически  были продлены лицензии и иные разрешительные документы . Меры, направленные на сдерживание распространения вируса, не обошли стороной и сферу аккредитации: основной задачей в этом направлении стало уменьшение физических контактов между людьми. К тому же в течение всего 2020 года было сложно перемещаться по стране из-за большого количества ограничений. Поэтому для сферы аккредитации были предложены следующие решения:  

  • перенос сроков прохождения процедуры подтверждения компетентности на шесть месяцев для лиц, работающих в сфере обязательной оценки соответствия, и на 12 месяцев для лиц, работающих в добровольной сфере; 

  • отмена документированной экспертизы при изменении места осуществления деятельности аккредитованного лица; 

  • запуск в тестовом режиме процедуры удаленной оценки соответствия аккредитованных лиц с применением средств видео- и конференц-связи. 

Причем для аккредитованных лиц, работающих в добровольной сфере, эти особенности работы в итоге продлили и на 2021 год в рамках Постановления № 440. 

Первые результаты

«Результаты этой работы привели к тому, что 84% выездных проверочных мероприятий в 2020 году было проведено в дистанционном формате, а издержки, связанные с процедурами аккредитации, подтверждения компетенции и расширения области аккредитации, сократились на 30%», – отмечает Алексей Херсонцев.

Как следствие, значительно снижено личное взаимодействие между людьми и, самое главное, получен опыт проведения удаленных оценок с участием двух и более сторон на базе ФАО «Национальный институт аккредитации». Также на базе института была обеспечена эффективная координация деятельности экспертов по аккредитации, что привело к сокращению сроков оказания государственных услуг. 

«В целях преодоления возникших затруднений в сфере оценки соответствия совместно с Минпромторгом и Росаккредитацией были подготовлены расширенные рекомендации о временных мерах по проведению инспекционного контроля, отбора образцов и иных плановых работ в рамках процедур по сертификации продукции», – рассказал Алексей Херсонцев. Затем эти рекомендации стали основой для дальнейшего принятия аналогичных решений уже на уровне Евразийской экономической комиссии. 

Помимо вызовов, связанных с COVID-19, большой блок работ в 2020 году был проведен в рамках применения «регуляторной гильотины». Этот механизм затронул и сферу подтверждения соответствия, и сферу аккредитации. Была проведена достаточно серьезная работа по пересмотру актов, содержащих обязательные требования.  

В рамках «регуляторной гильотины» в сфере аккредитации было отменено 79 актов, а взамен принято шесть 

Таким образом, проведена оптимизация применяемых в национальной системе требований к аккредитованным лицам.

Ключевые изменения

По итогам применения «регуляторной гильотины» в сфере аккредитации стоит отметить, что: 

  • удалось установить единообразные правила по формированию и ведению трех реестров сертификатов соответствия и трех реестров деклараций о соответствии;

  • в реестре сертификатов с 1 августа 2021 года будут детализированы сведения об инспекционном контроле, датах его проведения и результатах. Кроме того, возникнет обязанность подгружать в реестр документы по проведению инспекционного контроля; 

  • регистрация декларации о соответствии будет осуществляться в электронном виде. Прилагаемые к декларации документы и сведения должны будут предоставляться в электронной форме с использованием сервиса регистрации декларации соответствия и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя;

  • доработаны требования к органам по сертификации, испытательным лабораториям, органам инспекции, органам по валидации и верификации парниковых газов и провайдерам программ проверки квалификации; 

  • установлены требования в отношении правил оформления протоколов испытаний, которые должны соответствовать  ГОСТ Р 58973-2020 , вступившем в силу с 1 июля 2021 года.  

«На мой взгляд, это весьма важное изменение, которое призвано дать ответ на вопрос о требованиях к оформлению протоколов испытаний. В требованиях к отчетности мы также предусмотрели разделение в зависимости от сферы деятельности аккредитованного лица», – прокомментировал нововведения Алексей Херсонцев. 

"Использование электронных документов повышает прозрачность системы и ответственность участников процесса друг перед другом. Как итог, повышается доверие к результатам оценки соответствия".

Алексей Херсонцев,
статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ

Уже сейчас на сайте Росаккредитации реализована возможность проверки достоверности сертификатов и деклараций о соответствии путем предоставления сведений из соответствующих реестров. 

Планы дальнейшего развития

Среди основных задач на 2021 год можно выделить пять ключевых направлений:

  1. Перевод областей аккредитации в электронный формат, что позволит аккредитованным лицам самостоятельно управлять своей областью аккредитации. 

  2. Повышение производительности в ходе  оказания государственных услуг  при помощи использования видео- и конференц-связи, а также других инструментов цифровой трансформации. 

    «Важнейшим решением в плане цифровизации будет переход к реестровой модели в области выдачи сертификатов соответствия. Фактически мы должны уйти от бланков сертификатов, и ключевым с точки зрения сертификатов становится внесение записи в соответствующие реестры. Эта запись будет носить характер электронного документа», – отметил Алексей Херсонцев. В этом случае не нужно будет тратить время и ресурсы на выдачу бумаг, бланков и так далее. Кроме того, реализация этого решения в целом позволит обеспечить прослеживаемость проведенных процедур сертификации. 

    В настоящее время идет работа над проектом изменений в Федеральный закон  № 412-ФЗ . Среди них есть такие обновления, как введение удаленной оценки. По сути это является реализацией соответствующих положений стандарта  ISO/IEC 17011 . Раньше этого в законодательстве не было, но пандемия поспособствовала отработке технологии и показала, что это реально. Поэтому было принято решение закрепить положение на законодательном уровне.

  3. Создание цифрового двойника лаборатории. 

  4. «Это прорывная инициатива, которая позволит по-другому оказывать услуги, обеспечит доверие к результатам испытаний и прослеживаемость этих испытаний до сертификатов и деклараций», – подчеркнул докладчик. 

  5. Реализация  Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 460-ФЗ , в котором предусмотрен ряд полномочий правительства, связанных с установлением механизма отзыва сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, которые были выданы с нарушениями. 

  6. Возможность передачи функции по проведению инспекционного контроля за сертифицируемой продукцией в другой орган по сертификации в случае, если аккредитация первичного органа по сертификации была прекращена. Предполагается, что это приведет к очистке реестра, к решению проблемы «бесхозных» сертификатов, а также поможет бизнесу с точки зрения соблюдения его прав, когда с рынка уходят те или иные органы по сертификации. 

"Мы стремимся сделать регулирование более гибким. В конечном счете наша задача – сократить издержки хозяйствующих субъектов на прохождение аккредитации и одновременно повысить качество аккредитации".

Алексей Херсонцев,
статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ

Отдельно нужно сказать о процедуре, связанной с контрольной деятельностью  ФСА . Речь идет об автоматизации процессов и о дальнейшем совершенствовании точки зрения принятого в 2020 году Федерального закона  № ФЗ-248 , который запустил новую реформу контроля надзорной деятельности в стране. 

Важно, чтобы акцент был на профилактике 

Все необходимые правила, безусловно, должны  выполняться аккредитованными лицами, но при этом контрольно-надзорное вмешательство в их деятельность должно быть минимальным.

В заключение Алексей Херсонцев подчеркнул, что основной задачей является обеспечение доверия к результатам оценки соответствия. Он отметил, что цифровые технологии незаменимы на пути совершенствования в этой области и предпринятые шаги в области цифровизации уже сейчас позволяют автоматизировать многие процессы предоставления услуг и сокращать издержки.

Также в министерстве рассчитывают на то, что в 2021 году цифровые процессы будут отлажены и перейдут в практическую плоскость, благодаря чему: 

  • будет уменьшено влияние человеческого фактора, что позволит избегать ошибок как со стороны сотрудников аккредитованных лиц, так и со стороны сотрудников органов по аккредитации;

  • повысится прозрачность деятельности всей системы;

  • в целом изменения будут способствовать обращению на рынке нашей страны безопасной продукции с достоверными результатами ее испытаний. 

Поделиться ссылкой в соцсетях:
Копировать ссылку
Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости
Введите e-mail