Опорные лаборатории: как это работает

18 ноября 2021

План модернизации и аудит Технической комиссии

Отвечая на потребность экспортеров, в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» Росаккредитация участвует в реализации мероприятий по модернизации отечественных лабораторий и международному признанию результатов испытаний продукции для выхода на зарубежные рынки.

Что такое опорные лаборатории

Опорные лаборатории – это российские испытательные центры, которые включены в  План модернизации  опорных лабораторий. Задача таких организаций состоит в том, чтобы испытывать продукцию под ключ – то есть по всем показателям, которые требуются в странах экспорта.

Конечно, лабораториям выгодно получить статус опорной, потому что в этом случае:

  • они могут претендовать на предоставление субсидии из федерального бюджета на закупку оборудования, а также участие в обучающих мероприятиях и раундах  межлабораторных сличительных испытаний за счет средств федерального бюджета; 

  • расширяются возможности для проведения испытаний и увеличивается клиентская база лаборатории. Это также положительно повлияет на экспортеров, которые знают, что здесь можно испытать определенный вид продукции под ключ и избежать дополнительных испытаний за рубежом в будущем. Издержки экспортеров сокращаются, а конкурентоспособность отечественной продукции в других странах повышается.

За кем приоритет

Опорные лаборатории проводят различные испытания заявленной в Плане модернизации продукции в соответствии с их областью аккредитации и спецификой деятельности. В этот план включены лаборатории, испытывающие продукцию различных отраслей промышленности. Большинство из них – пищевые. 

Частый вопрос: какая продукция является приоритетной? Ответ простой: та, которая востребована на зарубежных рынках, а также товары первой необходимости.  Продукция, которая указана в  Плане  модернизации, должна испытываться в обязательном порядке.

План модернизации опорных лабораторий утвержден проектным комитетом. Он включает в себя: 

  • перечень лабораторий;

  • перечень федеральных органов исполнительной власти, которые отвечают за модернизацию этих лабораторий;

  • перечень продукции, которую необходимо испытать под ключ по требованиям зарубежных стран; 

  • список стран, в которые планируются поставки этой продукции.

При этом, если в Росаккредитацию поступает заявка от лаборатории, которая может испытывать какую-то уникальную продукцию, но не включена в План модернизации, она будет рассмотрена на заседании Технической комиссии Федеральной службы по аккредитации по обеспечению оценки соответствия для целей экспорта российской продукции. 

Как можно стать опорной лабораторией

У лаборатории есть возможность стать опорной – это предусмотрено нормативным  документом , который утвержден протоколом заседания проектного комитета. В нем представлен механизм включения испытательного центра в План модернизации опорных лабораторий, прописаны требования, предъявляемые к лабораториям, указан необходимый пакет документов для подачи заявки и критерии оценки предоставляемых сведений. Соответствие критериям измеряется в баллах, а оценку проводит действующая при Росаккредитации Техническая комиссия.

Заявки  на рассмотрение лаборатории для включения в План модернизации поступают в Минпромторг России. Министерство оценивает представленные документы, и только в случае соответствия заявленным требованиям они поступают в Росаккредитацию. 

Несмотря на то что модернизация опорных лабораторий проводится за счет средств федерального бюджета, к сожалению, деньги выделяются не на все. 

Оплачивается: 

  • оборудование, 

  • обучение, 

  • проведение межлабораторных сличительных испытаний.

Большая часть затрат для лабораторий – это закупка зарубежных стандартов и методик. Их оплата за счет бюджетных средств не предусмотрена. 

Как проходит аудит

Проверку проводят представители Технической комиссии при Росаккредитации, в состав которой входят представители различных ведомств: Минпромторга России, Минэкономразвития России, Росаккредитации, ФАУ НИА, Российского экспортного центра, ФГБУ «РСТ». 

В первую очередь специалисты обращают внимание на инфраструктуру лаборатории, техническое оснащение, позволяющее испытывать продукцию в целях экспорта и закрывать как можно больше показателей, которые регламентируются за рубежом. Обращают внимание на повышение уровня компетентности сотрудников, обязательное участие в межлабораторных сличительных испытаниях и, конечно, на внедрение зарубежных методик и проведение испытаний по ним.

Аудиторы проводят проверку, но не принимают окончательного решения. Так, если проверяющий отметил, что необходимые мероприятия не проводятся лабораторией как нужно, он может рекомендовать рассмотреть на заседании Технической комиссии вопрос об исключении лаборатории из Плана модернизации. Однако финальное решение принимается на заседании проектного комитета.

Результат проверки формируется в виде отчета, который помогает опорным лабораториям выйти на Техническую комиссию и актуализировать свой индивидуальный план. В перспективе специалисты Росаккредитации планируют разработать визуально понятную систему оценки лабораторий при прохождении аудита по определенным критериям с учетом степени риска, за которые лаборатория получит необходимое количество баллов.

На сегодня график аудитов составлен до 2024 года включительно, в этом году уже проведено 16 выездов. Проверенные лаборатории –  разнопрофильные , что позволяет составить репрезентативное мнение о состоянии российских опорных лабораторий. К сожалению, не все лаборатории оснащены технически и, соответственно, на сегодняшний день не все готовы испытывать продукцию под ключ, однако  таких  лабораторий в процентном соотношении намного меньше половины. 

Стоит отметить и общие проблемы: 

  1. Закупка стандартных образцов, без которых невозможно проведение испытаний, производится в основном за рубежом, и зачастую  они имеют короткие сроки годности. Особенно в условиях пандемии повышается риск срыва поставок, то есть образец может попасть в лабораторию уже в ненадлежащем виде. Сложившаяся ситуация находится  на контроле у Росаккредитации , но, увы, она не имеет простого и быстрого решения и требует участия нескольких федеральных органов власти.

  2. Финансирование приобретения зарубежных методик, которое не предусмотрено федеральным бюджетом. Как правило, этих методик нет в свободном доступе – их лаборатория вынуждена покупать за счет собственных средств, а цена достаточно высокая. Кроме того, часто для каждого показателя требуется отдельная методика, что существенно увеличивает расходы лаборатории. Средства выделяются государством на более дорогие статьи затрат: приобретение оборудования, обучение, проведение межлабораторных сличительных испытаний. 

Технической комиссией рекомендовано внедрять в деятельность опорных лабораторий комплексные методики, включающие в себя методы, позволяющие испытывать продукцию на широкий спектр определяемых веществ. Это будет способствовать проведению испытаний в более короткие сроки и сокращению как временных затрат, так и износа оборудования. 

И, конечно, стоит поддерживать наметившуюся положительную тенденцию внедрения лабораториями автоматизированных информационных систем, которые позволяют решать все задачи в полном объеме и реализовывать требования международного  стандарта ISO 17025 .

Справка

Опорные лаборатории участвуют в межлабораторных сличительных испытаниях – это обязательная процедура. Для них она бесплатна и проводится за счет средств федерального бюджета. 

При этом лаборатория может участвовать в испытаниях как по одному показателю, так и по нескольким. Результат межлабораторных сличительных испытаний направляется провайдеру для оценки. Он может быть неудовлетворительным, сомнительным и удовлетворительным. Если результат сомнительный или неудовлетворительный, лаборатория проводит расследование и внедряет корректирующие мероприятия.  


Поделиться ссылкой в соцсетях:
Копировать ссылку
Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости
Введите e-mail