Доклад Федеральной службы по аккредитации по осуществлению в 2016 году государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц

26 апреля 2017
Выступление заместителя руководителя Росаккредитации Сергея Мигина на заседании итоговой коллегии Федеральной службы по аккредитации (Москва, 26 апреля 2017 г.) 

Уважаемый Максим Станиславович!

Уважаемый Алексей Игоревич!

Уважаемые члены коллегии, приглашенные!

В 2016 г. Росаккредитацией в рамках реализации полномочий по осуществлению государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц в общей сложности проведено 1347 проверок, примерно поровну распределившихся между документарными и выездными.

Усилия контрольного блока были сконцентрированы на работе по двум направлениям.

Первое – проверки устранения нарушений, выявленных в ходе осуществления регулярного подтверждения компетентности аккредитованных лиц. Таких проверок проведено 833, что составило почти 2/3 от общего числа. Данный механизм направлен на приведение деятельности аккредитованных лиц в соответствие с обязательными требованиями, поэтому показатель устранения выявленных нарушений в 90% считаем свидетельством результативности этого направления работы.

Что касается надзора за деятельностью аккредитованных лиц, то основаниями для проведения проверок являлись как поступающие жалобы и обращения, так и поручения Правительства Российской Федерации. Здесь сводный показатель результативности, учитывающий принятие мер к нарушителям, включая приостановление и прекращение действия аккредитации, отмену сертификатов соответствия, составление протоколов об административном правонарушении, составил 77%.

Важно отметить, что Росаккредитация одной из первых начала применять риск-ориентированный подход в рамках государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, заложенный в подготовку правительственного поручения, что позволило достичь общей эффективности проверок на уровне 86%.

Наиболее часто встречающиеся зафиксированные нарушения:

  1. Отсутствие аккредитованного лица по месту осуществления деятельности. Факт «привязки» к конкретному месту осуществления деятельности является критически важным, поскольку отсутствие аккредитованных лиц по установленному и известному Службе адресу позволяет допускать грубейшие нарушения законодательства, включая выпуск протоколов без реального проведения испытаний (исследований) и необоснованную выдачу сертификатов соответствия.
  2. Нарушение требований технических регламентов и правил выполнения работ по оценке соответствия.
  3. Осуществление подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов вне области аккредитации.
  4. Несоответствие требованиям, предъявляемым к работникам органа по сертификации и испытательной лаборатории.
  5. Недостоверное предоставление сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, в том числе внесение сведений в Единый реестр сертификатов соответствия.
  6. Отсутствие у испытательных лабораторий (центров) испытательного оборудования и средств измерений, необходимых для осуществления работ, в соответствии с действующей областью аккредитации.

В ходе исполнения поручения Правительства Российской Федерации было выявлено более 200 выданных с нарушением законодательства сертификатов соответствия на серийную продукцию и крупные партии, а также более 230 протоколов испытаний - на основании соответствующих предписаний Росаккредитации действие сертификатов соответствия и протоколов испытаний было прекращено.

Накопленный опыт проведения Росаккредитацией контрольных мероприятий показывает, что в ряде случаев допускаемые аккредитованными лицами нарушения выходят за рамки узкоспециализированного законодательства об аккредитации. В частности, отмечаются случаи выдачи «бумажных» сертификатов и протоколов испытаний «фантомными» органами по сертификации и испытательными лабораториями, подделки документов, в том числе подтверждающих квалификацию экспертов по сертификации, создание нелегальных «дилерских сетей» по продаже сертификатов и другие.

В конце 2016 г. Росаккредитация заключила соглашение с МВД России, которое предусматривает организацию взаимного информационного обмена, а также планирование и проведение, в том числе совместных мероприятий, направленных на выявление нарушений в сфере законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

В 2017 г. Служба планирует и далее последовательно развивать работу по выстроенным профилям риска. В дополнение к использовавшимся ранее критериям работы с сомнительными контрагентами и большого количества выдаваемых документов о подтверждении соответствия (по итогам 2016 г. 22 организации выдали более половины всех сертификатов в стране) планируем использовать новые критерии и индикаторы.

В частности, это нахождение по одному адресу нескольких аккредитованных лиц, зачастую работающих на одном и том же оборудовании. В этом году предлагаем также охватить проверками особо чувствительные группы продукции, в том числе детского ассортимента, пожаротехническую продукцию и ряд других.

В этом месяце вступило в силу постановление Правительства о федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц, реализующее нормы 294 федерального закона и существенно расширившее инструментарий Службы.

К настоящему моменту уже запущен механизм проведения предварительных проверок. Это позволяет адекватно реагировать на поступающие сигналы и в то же время отсечь жалобы конкурентов друг на друга, массовые обращения от одного и того же гражданина или организации, чьи права и законные интересы напрямую не затронуты.

В самое ближайшее время планируем принять необходимые нормативные документы и организационные меры, позволяющие запустить проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с аккредитованными лицами и систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований. Юридически это несколько разные вещи, но по сути сходные мероприятия, базирующиеся на мониторинге и анализе сведений государственных реестров.

Совместно с Минэкономразвития России предстоит выработать индикаторы риска, к числу которых как раз и относим всплески активности аккредитованных лиц, существенно превышающие требуемые минимальные трудозатраты на выполнение необходимых процедур и производительность испытательного оборудования.

И, наконец, очень важным инструментом является предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Исходим из того, что наиболее желательной является ситуация, когда деятельность, имеющая признаки нарушений, корректируется аккредитованным лицом самостоятельно (в инициативном порядке), без применения мер воздействия в рамках предоставленных Службе полномочий. Это позволит повысить эффективность использования имеющихся трудовых, материальных и финансовых ресурсов, прицельно концентрируя их на зонах максимального риска.

Поделиться ссылкой в соцсетях:
Копировать ссылку
Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости
Введите e-mail