Отчет о деятельности Федеральной службы по аккредитации по предоставлению в 2016 году государственных услуг

26 апреля 2017
Выступление заместителя руководителя Росаккредитации Александра Литвака на заседании итоговой коллегии Федеральной службы по аккредитации (Москва, 26 апреля 2017 г.) 

Уважаемый Максим Станиславович!

Уважаемый Алексей Игоревич!

Уважаемые члены коллегии, приглашенные!

В 2016 г. Росаккредитацией предоставлено более 20 тыс. государственных услуг, что немного больше аналогичного показателя 2015 г.

Базовыми и наиболее трудоемкими являются государственные услуги, требующие проведения специальных экспертиз экспертами по аккредитации и техническими экспертами и связанные с предоставлением специальной правоспособности. В прошедшем году оказано 5760 таких услуг.

Достаточное большое количество заявителей продолжают обращаться за аккредитацией – более 2000 таких услуг было предоставлено. 81% заявителей по ним получили положительное решение.

Нагрузка на сотрудников, предоставляющих данные государственные услуги, стабильно растет и составила 384 государственные услуги на человека.

Служба также предоставляет большое количество «сопутствующих» услуг. Это предоставление, изменение и включение сведений во всевозможные реестры, сокращение области аккредитации, выдача аттестатов аккредитации и другие. Всего количество таких услуг в 2016 г. превысило 13 тыс.

При этом штатная численность управлении аккредитации в 2016 г. составляла 32 единицы.

С учетом того, что в государственной программе соответствующий показатель был запланирован на уровне 191 услуги, обозначенные выше цифры говорят о чрезмерной нагрузке, ложащейся на сотрудников, и как следствие ощущаемом кадровом дефиците.

В конце 2016 г. была также сформирована Рабочая группа по актуализации сведений реестра аккредитованных лиц – на данный момент рассмотрено более 800 вопросов, что кратно сократило поток поступающих в Росаккредитацию обращений.

Специальным органом досудебного обжалования решений, действий (бездействий) Росаккредитации является Комиссия по апелляциям.

За три года работы комиссия зарекомендовала себя как эффективный механизм, позволяющий корректировать отдельные решения, а также получать досудебную практику, в том числе в целях совершенствования законодательства.

Комиссию возглавляет заместитель Министра экономического развития Савва Витальевич Шипов. В состав комиссии входят представители органов власти, эксперты по аккредитации, представители научных и общественных организаций.

В 2016 г. проведено 11 заседаний, рассмотрено 74 жалобы, 20% из них было удовлетворено.

Ключевую роль в функционировании национальной системы аккредитации играют эксперты по аккредитации, на результатах экспертизы которых Служба основывает решения.

При формировании национальной системы в 2012 г. эксперты по аккредитации перешли в нее из целого ряда ведомственных систем.

Сложившаяся экспертная среда получилась и является неоднородной.

Законом предусмотрен трехлетний переходный период на переаттестацию экспертов, заканчивающийся 1 июля 2017 г.

С учетом этого приказом Минэкономразвития России были внесены изменения в методику отбора экспертов, исключившие с 29 февраля 2017 г. из отбора не прошедших аттестацию экспертов.

Таким образом, на текущий момент из 544 действующих экспертов в отборе участвуют только 243.

Темпы переаттестации невысокие. В 2016 г. подано 469 заявлений на аттестацию, из которых только 11% претендентов сдали экзамен в ходе 25 заседаний аттестационной комиссии.

На различия в компетентности и качестве работы экспертов также указывают результаты работы комиссии по проверке актов.

Проведено 41 заседание данной комиссии: 500 вопросов рассмотрено, по итогам вынесено 364 нарушения экспертам по аккредитации.

В 2016 г. было прекращено действие аттестации 31 эксперта.

Приходится констатировать, что некоторые эксперты просто дорабатывали свой срок и не были заинтересованы в качественной работе. Именно поэтому рассчитываем на изменение ситуации в связи с окончанием переходного периода и сокращение количества услуг, по которым возникают вопросы к результатам экспертизы.

С учетом того, что эксперты по аккредитации Службе не подчинены, работают в экспертных организациях, текущая практика показывает, что требуются более серьезные инструменты воздействия на экспертов, контроля их деятельности и повышения ответственности. В этом направлении нужны решения.

Среди направлений по совершенствованию предоставления государственных услуг в 2017 г. необходимо отметить следующие:

Первое, повышение качества оценок – внесены изменения в Критерии аккредитации, детализированы требования к отчетным документам экспертов, предусмотрена возможность привлечения технических экспертов, рекомендованных федеральными органами исполнительной власти.

Второе, оптимизация процедур. В ходе предоставления одной государственной услуги должностным лицом совершается не менее 15 отдельных операций (действий).

Значительный ресурс роста производительности работы связан с оптимизацией работы ФГИС Росаккредитации, автоматизацией процедур взаимодействия всех участников национальной системы.

Третье, пресечение недобросовестного поведения. Ряд заявителей и аккредитованных лиц, пользуясь пробелами в регулировании, направляли множество заявлений с целью подбора эксперта по аккредитации. В 2016 г. таких «фиктивных» заявлений было более 300. В соответствии с изменениями в административный регламент такие заявления будут возвращаться без рассмотрения.

Четвертое, методическая работа. Особое внимание должно быть уделено подготовке экспертов, приведению их уровня компетенции и практик оценок к единому знаменателю. Кроме того, необходимо создать полноценную систему мониторинга и оценки деятельности экспертов.

И пятое. Полная реализация международных требований в целях обеспечения международного признания. Необходимо включить в область аккредитации калибровочных лабораторий неопределенность измерений, внедрить в работу ряд Политик ИЛАК.

Таким образом, основной задачей блока аккредитации на 2017 г. будет являться повышение качества оценок заявителей и аккредитованных лиц в рамках допуска на рынок, что должно соответствующим образом сказаться и на количестве контрольных мероприятий реализуемых Службой.

Поделиться ссылкой в соцсетях:
Копировать ссылку
Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости
Введите e-mail